Урочище Борисково. (Кораллово 2016) Тайна дороги в никуда раскрыта!

Очередная поездка в излюбленное мною место Кораллово сулила как и много новых открытий, так и некоторых разочарований. Этой поездки я ждал целую неделю. Изначально я хотел по ехать туда на электричке, пешком. Но на неделе стал подумывать о том, чтобы поехать туда с велосипедом. После гибели папы у меня выработалась какая-то фобия, попытка поехать на велосипеде сопровождалась таким страхом, будто бы я вообще первый раз сел на велосипед и не умею ездить. После долгих попыток и испытанного стресса, я всё-таки переборол страх, и решил, что готов к тому, чтобы поехать на велосипеде.

Ещё, я не нашёл педалей от своего велосипеда, на которых были установлены туклипсы, позволяющие крутить педали не только надавливая, но и поднимая ногу вверх, усилие при этом получается более равномерным. Ну что же, поставил от складного стелса.

Утром я решил выспаться вдоволь, потом поехать. Ну, так и получилось, в электричку я сел без десяти одиннадцать.

Ехать было недалеко (час), так что около 12 я уже был на месте, в Звенигороде.

Места эти мне знакомы, но с велосипедом в этих краях в первый раз. Станция Звенигород расположена на самой окраине города, не доезжая Москвы реки, а город сам располагается за Москвой рекой. Скорее всего железную дорогу не дотянули с целью экономии. Разговоры о строительстве этой дороги шли ещё во времена, когда Антон Павлович Чехов работал в Звенигороде врачом. Однако настоящее строительство началось лишь после Октябрьской революции 1917 г.

В 20-е года 20 века началось бурное строительство. Поначалу была сооружена небольшая ветка для вывоза дров из леса (шла она от Голицына приблизительно к деревне Хлюпино). В 1925 году была сооружена линия до Звенигорода.

Линия была построена как узкоколейка (хотя и сразу была положена стандартной колеёй 1524 мм), за счёт чего поезд (паровоз с двумя-тремя пригородными вагонами) от Голицына до Звенигорода шёл около часа. Поначалу прямых поездов до Москвы не было, они появились в середине 30-х годов. В 1950 году линия Голицыно — Звенигород была электрифицирована и реконструирована, благодаря чему путь в Москву стал занимать всего час.

Вышел со станции, и, по бетонному кольцу поехал на север.

По трассе мне было очень напряжно ехать, но, когда с неё съехал в сторону Сурмино, где машины были за редкость, сразу расслабился, и стал получать удовольствие от поездки.

Слева и справа от меня поля были засеяны кукурузой. Кормовой кукурузой, селитры на которую, наверняка не пожалели.

Однако, я всё равно решил поискать початок, и попробовать. Початки оказались ещё совсем маленькими, молочными, однако сочными и сладкими.

После съеденной кукурузы и жары в 32 градуса потребление воды сильно увеличилось, и я стал понимать, что полуторалитровой бутылки воды мне оказалось недостаточно, и я стал экономить воду, в том числе, отказавшись от обеда, который прихватил с собой, чтобы ощущение жажды не увеличивалось.

Дорога шла по холмистой местности, от Звенигорода преимущественно наверх. В перелесках переводил дух, потому что пилить в гору под палящим солнцем порой было совсем невмоготу. Из леса веяло прохладой, пахло грибами, с полей доносился знойный запах цветущих трав.

На полпути пересёк окружную железную дорогу, здесь же рядом располагается и платформа 183 километр, второе название которой «Кораллово» (так обозначено на некоторых топографических картах).

Я бы мог и до сюда доехать на электричке от Кубинки, однако, с учётом того, что их всего ходит три в день, проще добраться от Звенигорода. Кстати, дальнейший путь пролегал параллельно железной дороги, и деревня Сурмино располагается напротив станции 178 км, откуда мы и совершали наш второй поход в эти края в 2008 году, отчёт о котором можно почитать здесь и о поездке в позапрошлом году на мотоцикле здесь.

Ну вот и Сурмино, отсюда начинается дорога в никуда (по фото идёт слева от зелёного забора)

В конце этой дороги должна располагаться заброшенная остановка. Асфальт ещё цел, как ни странно. Все эти года, что я ездил в эти края, здесь было тихо и беззаботно, вокруг царила тишина.

Но, в этот раз всё было иначе. Посреди дороги была обустроена вертолётная площадка, а полях работали комбайны и собирали пшеницу, до остановки и дальше в лес пройти мне не удалось, меня окликнул мужичок на пикапе и спросил, чего мне тут нужно, что я ищу.

Я сказал, что хотел добраться до леса. Оказалось, что теперь это частные владения, и нахождение тут не приветствуется владельцами, хотя категорично меня не выгоняли, но попросили не пересекать поле, чтобы не угодить под комбайн. Печально, я даже не дошёл до остановки. Зато узнал, историю этой дороги и остановки.

История деревни Сурмино давняя, многовековая. Стоит деревня на давно обжитом месте, то угасая в своём развитии, то восстанавливаясь. Это прослеживается по историческим документам, где Сурмино зовётся то деревней, то селом, а то и пустошью. До 1917 года однозначным отличием деревни от села было то, что у села обязательно была своя церковь, а у деревни её не было. Пустошью же называлось разорённое, заброшенное село или деревня.

Название деревни Сурмино (ранее в разное время — Сурьмино, Сурьмина, Сурмина), к северу от Звенигорода, восходит к фамилии мелких вотчинников Сурминых, многие из которых в 15-16 веках служили митрополитам и бывали у них в боярах и дворецких. Вероятно, от него Сурмины получили тут земли и поставили деревеньку, позднее названную по их фамилии.

Как и окрестные селения, Сурмино в начале 17 века было разорено и превратилось в пустошь.

После 1678 года деревня была вновь заселена крестьянами из Ржевского уезда, и по описанию 1705 год в ней значилось уже 17 крестьянских дворов.

На карте 1896 года, деревня Сурмина входила в состав Звенигородского уезда и была в одном церковном приходе с деревнями Борискова, Караулово (сейчас Кораллово), Насонова, Наташина, Фуникова, Сватова.

От Сурмино дорога уходила в сторону бывшей деревни Борисково, которая во время ожесточённых боёв с фашистами в ноябре-декабре 1941 года была сожжена, как и деревня Сурмино. Однако деревня Сурмино восстановилась, в отличие от своей соседки деревни Борисково, которая, будучи уничтоженной огнём фашистами, так и не вернулась к жизни. Как раз по границе леса и поля проходила линия фронта.

Место и ее окрестности распахали под поля. К остановке ведет старая асфальтовая дорога, построенная в конце 70-х годов, и сохранившаяся до сих пор. 

Ныне это место называется урочищем Борисково. Примечательно, что история возникновения урочища очень схожа с Климовкой, только в отличие от Борисково, в Климовке не проходили никакие бои. Даже не знаю как, но это далеко не второе такое урочище, случайно найденное нами с папой. Мы просто находили какие-то живописные места в укромном месте, которые каким-то образом привлекали наше внимание, а эти места славились не столько богатой, но тем не менее очень интересной историей, и с точки зрения топографии имели удачное расположение на местности.

Место очень популярно среди жителей окрестных поселков. Народ в основном интересуют немецкие позиции в окрестном лесу, на месте деревни давно никто не роет, и не ищет ничего с металлоискателями. Когда перепашку поля остановили, монеты быстро закончились.

На обратном пути всё-таки решил заглянуть в лес. Где и устроил небольшой перекус, в надежде на то, что в Сурмино наверняка есть магазин, где можно купить воды, ну, или в крайнем случае попросить набрать у местных жителей. После трапезы поснимал на камеру шмелей, бабочек и стрекоз, и сделав небольшую петлю через север, вышел на дорогу возле Сурмино.

Что это за цветок в лесу? Первый раз такой вижу!

На телефон пришло сообщение от МЧС, предвещают изменение погоды, сильный ветер и дождь. И правда, как только вышел, увидел на горизонте грозовые тучи.

В Сурмино оказалась продуктовая палатка, где я купил воды на оратную дорогу, и быстро помчался в Звенигород.

Надо мной туча как-то рассеилась, а вот когда в виде кчевый облаков прошла с запада на восток, на горизонте уже был виден грозовой фронт и засверали молнии. Я ехал, а вокруг кружили тучи, сверкали молнии и гремел гром. Мне всё как-то везло.

Приехал на станцию, купил билет. Электричка стояла на платформе, я только запрыгнул в неё, как начался шквальный ливень, который следовал за мной до самой Москвы. От метро решил доехать вместе с велосипедом в автобусе, чтобы где-то по пути не утонуть, так как Москву уже хорошенько затопило прошедшим дождём. Но с горизонта надвигалась ещё одна туча, и буквально возле дома снова начался ливень. Как мне повезло! Хорошо провёл день, и вернулся не промокнув!

От поездки осталось много положительных впечатлений. Но, и осталась небольшая толика разочарования. Всё-таки это место для меня было по-своему сказочным, оно было нетронутым, здесь царили тишина и покой, даже сама эта дорога вникуда и остановка таили в себе некоторую загадочность. Очень было похоже на какие-то грёзы из детства, а теперь словно вырос, и посмотрел на всё другим взглядом, и принял действительной такой, какая она есть. Сейчас для меня это место уже не обладает какой-то таинственностью и волшебством, сюда нагрянула цивилизация.

2 комментария

avatar
так и непонятно зачем дорогу асфальтом и остановкой оборудовали, если борисково еще во время войны уничтожили
avatar
Для работников полей.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.