Последний из могикан
Побудило на написание статьи в очередной раз увиденная в интернете новость о легендарном экскаваторе Takraf ERs 710 под Воскресенском, который доживает свой век. Что любопытно, в предыдущий раз эта новость сподвигла к поездке в эти края и осмотре данной местной достопримечательности, ставшей легендой не только в тех краях, но и на территории России. Новость гласила о том, что буквально в ближайшее время техника отправится на распил в чермет, поэтому стоило бы в последний раз увидеть эту махину, ну и показать Наде и всем желающим, кто захочет поехать с нами. Сам-то я эти экскаваторы в бóльшем их количестве видел неоднократно в детстве, честно признаться, не думал, что от них что-то ещё осталось, поэтому тоже поехал с огромным удовольствием придаться ностальгическим воспоминаниям.
В последнее время наблюдаю тенденцию спада интереса к длинным текстам, будь то какая-то полезная техническая информация, или интересный рассказ, полный впечатлений и эмоций, соцсети явно сделали своё дело, и тематические сайты со сборником самых сочных публикаций оказались неудел, в лучшем случае пользователи прокрутят побыстренькому и посмотрят фотографии и поставит плюсик, в худшем, поставят плюсик неглядя, лишь бы отстал. Как я понимаю, формат преподнесения информации определённо нужно менять, чтобы информация была актуальна и интересна, ну а пока я воспользуюсь советом знакомых и просто буду писать для себя.
Вместе со мной и Надей смотреть на Воскресенскую достопримечательность поехали наши друзья Руслан и Света. Погода в этот день выдалась замечательная. Несмотря на то, что выдвинулись из дома мы достаточно рано, ехали почти целый день, с учётом всех пробок, которые имеют место быть в любой день, независимо от времени суток.
Поехали по Новорязанскому шоссе, маршрут я прокладывал сам, по памяти, знал, что Москву реку можно пересечь в районе Песков, дальше через Цемгигант пересечь железную дорогу рязанского направления.
Признаться честно, несмотря на то, что весь Коломенский район нами был исследован буквально вдоль и поперёк пешком, на велосипеде, мопеде и машине, со стороны Непецино я был только проездом, либо на электричке по окружной дороге, либо по Новорязанке на машине или мопеде когда ехали из Москвы в Коломну, но на песковской переправе я был впервые, не знал, что там такой добротный пантонный мост. Движение по нему реверсивное, потоком управляют светофоры. Переехав Москву реку остановились чтобы пофотографироваться на мосту. Как только мы переехали, его как раз стали разводить, вскоре за поворотом реки появилась баржа.
Вообще тот факт, что мы не были в этих краях свидетельствует о том, что между Новорязанским шоссе и Москвой рекой нет абсолютно ничего примечательного, одни совхозы и колхозные поля, нынче поросшие бурьяном, так что виды совсем не приглядные. Да и вообще правый берег Москвы реки от Москвы до самой Коломны не живописен, и имеет вот такой однотипный вид. Даже после впадения в Оку, местность продолжает делиться на подобные пейзажи: по правому берегу в основном поля, по левому берегу дремучие леса, и так до Спасска-Рязанского, дальше уже Ока устремляется в самую глушь Мещёры.
Переехав железную дорогу в районе Цемгиганта пришлось пользоваться навигатором, потому что места уже сильно изменились. Небольшие деревушки обросли бесконечными садовыми участками и дачами, что местность стала мало узнаваема. Кое-как доехали до Берняково. «Кое-как» это потому что во-первых мы поехали параллельной дорогой через Ягодное, хотя была напрямую через Новосёлки. Я уже думал оставить машину и пойти дальше пешком, что мы и сделали, потом, когда дороги слились, я предложил вернуться и поехать дальше, но все так устали от дороги, что решили пойти пешком, но я предпочёл вернуться, потому что до конечной цели было ещё несколько километров, а с учётом того, что исход я уже знаю — рано мы не возвращаемся, поэтому, чтобы как можно меньше шариться по темноте, машину решил подогнать поближе к месту назначения. Немудрено, что я не решился проехать сразу. Первый раз встречаю такую дорогу, где ямы засыпаются таким огромным щебнем, местами больше кирпичей, так что того и гляди пробёшь какую-нибудь магистраль или повредишь диски.
Доехали до самого конца деревни, дальше уже пошла полевая дорога, разбитая квадроциклами. Немного пройдя по полю, углубились в лес.
И тут же были атакованы лосиными мухами. Пришлось быть начеку, сразузаправили штанины в носки, футболки в штаны, и постоянно осматривали друг другу волосы. Но по лесу идти было совсем немного, вскоре впереди показался просвет — это и был карьер, где находился экскаватор. Выйдя из леса перед нами открылись сразу несколько озёр с водой цвета морской волны.
Знакомая картина. Раньше мы немного побаивались купаться в такой воде чтобы не начать «светиться» по ночам, но изучив поглубже вопрос, понял, что кратковременные купания в фосфоритной воде никакого ущерба здоровью не несут. Вскоре вдали показался этот гигант.
Фосфоритная руда в этих краях была обнаружена в 30-х годах прошлого века. Тогда же и был основан Егорьевский фосфоритный рудник. Развивался он весьма стремительно, производительность росла из года в год. В начале 70-х его объединили с Лопатинским фосфоритным рудником, и на их базе создали Подмосковный горнохимический комбинат. Горнодобывающее подразделение комбината в свое время было крупнейшим из предприятий этой отрасли в Центральной России. Работы проводились на нескольких карьерах.
После распада СССР у предприятия начались серьезные проблемы. Резко сократился спрос на продукцию. К тому же для разработки новых карьеров были необходимы новые территории, а правительство давало разрешения весьма неохотно. Оборудование постепенно распродавалось и расходилось. В складывающихся условиях было принято решение организовать в карьере номер 12 добычу кварцевых песков, расположенных на вскрышных породах.
Многие называют подмосковного гиганта абзетцером. Термин этот происходит от немецкого absetzen — отгружать в отвал. Его применяют, говоря о карьерных машинах, предназначенных для снятия вскрышных пород и их перегрузки в отвалы. А немецкий Takraf ERs-710, произведенный в ГДР — это горнодобывающий комплекс. Правильно будет называть его многоковшовым цепным экскаватором. Он оснащен 36-ю ковшами, каждый объемом 0,71 куб.м, имеет замкнутую непрерывную схему хода ковшей. Железнодорожный состав из 12 вагонов он загружает всего за 12 минут.
Основанием экскаватора является ходовая часть, исполненная на гусеничном ходу и смонтированный на ней огромный конус, нижняя часть которого прикреплена к ходовой части, а на верхнюю надета башня машины.
Стрела с цепью ковшей — гибкая. Изгиб, который она принимает, определяет оператор исходя из условий добычи. Изгиб стрелы регулируется тросами, на которые подвешены ее звенья.
В Интернете появились объявления о продаже Takraf ERs 710 за 40 миллионов рублей. Сейчас работы остановлены, активно разбираются железнодорожные пути.
Новость об этом не оставила равнодушными тысячи жителей не только Подмосковья, но и других регионов страны, и все самые отважные путешественники и увлечённые новыми открытиями люди устремились к экскаватору, ставшему на данный момент памятнику советской промышленности, ведь скоро здесь не будет и самой махины, напоминающей о былом величии СССР...
Как я понял, все посетители приезжают откуда-то с другой стороны карьера, где есть шлагбаум на въезд. Пока мы шли к экскаватору, встретили лишь несколько ребят на питбайках, которые рассекали по песчаным насыпям, придавая ещё большую постапокалиптичность этим пейзажам, напоминающим чем-то виды из Безумного Макса и ему подобных фильмов.
А вот возле экскаваторов толпились массы людей. Надя со Светой успели залезть на НКМЗ ЭШ-11/70 — экскаватор с гибким подвесом ковша к стреле, произведённом на Новокраматорском Машиностроительном заводе в СССР, после чего их разогнал охранник, хотя буквально пару недель назад там не было никакой охраны, и всем было безразлично, многие лазили и фотографировались, а сейчас не разрешают даже близко подойти ближе чем на метр.
Разработка 12-го карьера осуществлялась траншейным методом. Двигаясь вдоль кромки траншеи, ЭШ-11/70 снимал вскрышу, а Takraf ERs-710 добывал кварцевый песок и сразу грузил его в вагоны. Когда экскаваторы достигали края траншеи, они разворачивались и направлялись по ее кромке назад. При этом Takraf, продолжая добывать песок, расширял траншею. А ЭШ-11/70, снимая вскрышу, отправлял ее в отвалы у противоположной кромки траншеи. Затем отвалы выравнивались тяжелым бульдозером и засаживались рядами сосен — все карьеры рекультивировали.
Вдоволь нафотографировавшись с разных ракурсов, полазив по дюнам, отправились в обратный путь.
Но, как я и говорил, всё не так просто, как могло показаться. Мы ушли не туда! Впрочем, не ново. Просто мы пошли по грунтовой дороге, которая отклонилась от прежнего маршрута немного углубилась в лес и закончилась тупиком. Ответвление уходило в лес, мы думали попробовать пройти туда, но такое обилие лосиных мух, облепивших нас, заставило нас вернуться.
Когда мы вышли на карьеры, солнце уже было на закате. Стояли последние тёплые деньки, поэтому я не упустил возможности искупаться. Все остальные отказались. Вода в карьерах как всегда очень тёплая, и невероятно прозрачная!
Пожалуй, она намного лучше морской, хотя бы тем, что она не солёная и не чесучая, как это обычно бывает после моря Накупавшись и нанырявшись, мы отправились обратно, по пути вытаскивая клещей друг у друга из волос. Не скажу, что это прям напасть была, потому что бывали времена и похуже, но весь день вот так ходить по лесу точно не представляется возможным.
Уже на самом закате мы добрались до машины.
Обратно мы ехали по бетонным окружным дорогам. Сначала по дальней, до Орехово-Зуево, потом доехали до Ногинска по Горьковскому шоссе, и дальше поехали до Ярославского шоссе в сторону Пушкино, по пути развезли всех, дома уже были в третьем часу ночи.
Как ни странно, эта поездка мною сразу забылась, но вот сейчас почему-то всплыла в памяти с детальными подробностями, как будто это было вчера, со всеми этими эмоциями и ощущениями.
Кому было интересно, предлагаю почитать предысторию этой поездки, да и вообще историю знакомства с этими местами, находится здесь.
0 комментариев