Урочище Климовка, заброшенный карьер Лопатинского фосфоритного рудника, разобранная железная дорога

Копаясь в домашнем видеоархиве нахожу всё больше и больше интересных фильмов, о которых даже уже и забыл. В этом рассказе я поделюсь историей о путешествии на отдалённую часть Лопатинского фосфоритного рудника.

Больше всего путешествий пришлось именно на Коломенский район, т. к. раньше там жили бабушка с дедушкой и был дом, где я обычно проводил всё лето и все выходные, с самого рождения, вплоть до 1996 года. Сейчас в Коломне осталлись дальние родственники, поэтому порой приезжаем снова и снова, чтобы понастальгировать о былых временах и увидиться с родственниками.

Знакомство с лесной глушью коломенского района началось с поездок на велосипеде в сторону Егорьевска. Когда были дорожные велосипеды — катались неподалёку. До 5 лет папа возил меня на седле перед собой, которое сам приделал к дорожному велосипеду Универсал. Вот сейчас даже диву даюсь, всё-таки для дорожного велосипеда, навьюченного мной и рюкзаками заезды по 40-60 километров не такие уж и маленькие, если посмотреть, да и мама ездила с нами на такие дистанции.



Вот так однажды, двигаясь по Егорьевскому шоссе, увидели бетонку, уходящую на запад в лес, решили посмотреть, что там. Ехали, ехали и выехали на заброшенную деревню, ныне урочище Климовка. По рассказам местных, деревня перестала существовать во времена войны, на карте 1939 года она всё ещё значится. На царских картах обозначена селом Климовка, причём границы полей вытянуты намного дальше на юг, чем в нынешнее время. Не смотря на столь давний срок существования последнего дома, здесь можно обнаружить фундамкнты домов, предметы быта, и оставшиеся яблоневые сады. На сколько я помню, в начале 90-х даже прослеживалась улица из высаженных тополей. Дорога, проходящая через село пересекала речку Велегушку, образуя тем самым живописный пруд, с плакучими ивами по берегам. В те времена здесь было достаточно людно (я имею в виду времена моего детства), на всё открытое пространство простирались луга, на которых пасли скот, много рыбаков сидело вокруг пруда, много людей встречалось по пути до Климовки. С каждым годом народу стало встречаться всё меньше, скот перестали пасти, а луга поросли мелким березняком, так что теперь, скорей всего урочище Климовка уже практически никак не прослеживается.

Ткнув на карту, можно открыть её в полный размер

До Климовки была ещё одна дорога, пожалуй, именно она, скорее всего была деревенской, а не бетонка, идущая от шоссе в глубь леса. Дорога эта идёт от самого Хорошово, петляя через лес. В те времена была сильно разбита лесовозами, а возле Хорошово расходилась ещё на множество других лесных дорог, так что со стороны Хорошово не так просто было на неё попасть, мы обычно всегда ездили по ней обратно.

Вот так и начали мы лазить по лесам и дебрям тех мест. Однажды даже пытались пройти лес насквозь по этой бетонке, однако, в центре леса она делает крутой поворот под 90 градусов и выходит в населённые пункты, а вот маршрут, по которому я хотел пройти по прямой через весь лес и выйти где-то на другой стороне, так и остался непокорённым. Честно сказать, история прокладывания этой бетонной дороги в лес для меня осталась неизвестной, возможно для обслуживания леса, хотя в настоящий момент она разобрана, бетонные плиты увезены, а дорога разбита лесовозами, а при пересечении реки Велегушка (около 3-4 километров от шоссе), не доходя той самой Климовки размыло насыпь из-за забившегося водостока, так что остальная часть леса и этой дороги осталась отрезаной от шоссе. Проехать дальше можно только на велосипеде, перенеся его через реку, текущую поперёк насыпи.

Если ехать по Егорьевскому шоссе дальше от Коломны, то, сразу за деревней Шелухино в лес уходила ещё одна бетонная дорога, параллельная Климовской, вместе с ней Егорьвское шоссе через мост пересекала железная дорога, которая тянулась с востока на запад и упиралась в огромный карьер близ деревень Дарищи и Кочаброво. Первая поездка туда была очень давно, году в 92-м, и мы остались под большим впечатлением от увиденного. Стало вот так вот нам интересно, куда уходит широченная бетонная дорога вместе с железной в лес? Проехав около 4 километров по ней, выехали на оргомную вырубку, с множеством котлованов. посреди этой вырубки стоял огромный шагающий экскаватор, по размерам приблизительно с тринадцатиэтажный дом. К огромному сожалению, испортили плёнку, на которой я был запечатлён в ковше этого экскаватора. Только ковш этого экскаватора был с три моих ненышних роста, а когда я был маленьким, то и подавно, вягладел в нём как муравей в спичечном коробке.

Скорей всего карьер закрыли буквально на два-три года до нашего посещения в 92-м году, потому что техника была ещё в должном виде, на железной дороге ещё стояли целые поезда, экскаватор был практически не ржавый. 
Местные сказали, что этот рудник закрыли по причине смещения грунта и нарушения течения подводных рек, что вызывало резкое снижение уровня воды в почве.

Я буквально до 2007 года не понимал, какое отношение имеет этот рудник к Лопатинскому, ведь он находится километрах в 20 от Лопатино. Вот как раз в путешествии мы это и выяснили. Железная дорога эта идёт из самого Воскресенка, с ответвлением на основной Лопатинский рудник. Кстати, упоминания об этом карьере ни в каких источниках я так и не встретил. Единственное что, узнал его номер, это 27 карьер Лопатинского рудника.Деревни сейчас вымерли, так что и спрашивать что и как было раньше не у кого.

Ткнув на линию, можно посмотреть описание


Кстати, из истории. Лопатинский рудник стали осваивать в 20-е годы 20 века, в 1932 году состоялось его открытие. Вместе с рудником город Воскресенск стал центром химической промышленности Московской области, минералы с рудников доставлялись по канатной дороге на завод, химикам.
В 2008 году полностью был закрыт Лопатинский рудник, а годами позже экскаваторы разобраны и сданы в чермет, цеха развалены, оборудование и коммуникации оставили гнить под открытым небом.
В 2009 году закрыт химический завод в городе Воскресенске. На этом и закончилась эпоха Лопатинского рудника.

В поездке 2002 года, зная, куда выведет нас климовская просека, решили в районе разрушенной дороги взять левее, и пошли вдоль реки Велегушки на север. Через несколько километров вышли на тот самый карьер в Кочаброво.
На то время экскаватора уже не было, поезда и вагоны с железной дороги убрали, часть бетонной дороги разобрали.
Мы вышли со стороны карьера, заполненного водой. Я взобрался на насыпь и снял вырубку и котлован, вода в котором была морского голубовато-зелёного цвета.
В настоящий момент там всё скорее всего вырубка заросла лесом, потому что в последний раз нашего посещения там уже была мелкая поросль.

1 мая 2002 год

В 2007 году на железную дорогу вышли совершенно случайно. Доехали до станции Пески, и пройдя через деревню, углубились в лес.

Прекрасная пора, ВЕСНА! В этом фильме даже не использовалось музыкальное оформление, потому что никакая музыка не сравнится с мелодией весеннего леса! Этот фильм надо смотреть в наушниках, чтобы полностью прочувствовать обстановку. Жизнь бурлит, всё просыпается от зимней спячки, каждое существо радуется лучикам солнца, пригревающим землю. Так приятно смотреть и вспоминать, аж дух захватывает.
Кстати в этом походе я вперывые был в осиновом лесу. Да-да, именно в лесу, потому что это не роща, не перелесок, а сплошной осиновый лес, простирающийся на много километров. Он тоже достаточно необычный. Стволы деревьев серебряные, а кроны деревьев салатового цвета, поэтому в нём чувствуешь себя комфортно, он очень светлый, не дремучий, освещение салатово-серебряного цвета, я бы даже называл обстановку немного сказочной, потому что неестественно всё блестит и светится. Почва под ногами везде сырая, под ногами всё чавкает и проступает вода. По земле стелится ковёр из хвоща, который ещё больше придаёт атмостферу сказочности.

Через некоторое время, преодолев дренажный канал, взобрались на насыпь. Она и оказалась бывшей однопутной железной дорогой, уходящей на рудник. По ней мы решили пойти в сторону Воскресенска. Железная дорога на тот момент уже была разобрана, местами заросла лесом. Километров через 10 началась сплошная колея, а потом и грунтовая дорога, накатанная техникой, которая, по всей видимости, вывозила остатки рельсов и шпал. Дорога, конечно, жутковатая. На всём протяжении слева и справа одни болота, откуда доносится квакание лягушек, и дорога, которая как стрела идёт до самого горизонта, и больше ничего. Сколько так идти по этой дороге? Путь действительно оказался не близким, к станции подходили уже вечером, на самом закате.

19 мая 2007 года

1 комментарий

avatar
Эх, лепота-то какая!  Жабонята на солнышке курлычат, зелень поглощает пожухлую прошлогоднюю листву…
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.