Виноградово - Шевлягино
В этот день обещали дождь, но прогноз оказался недостоверным, что сподвигло меня и моего отца на путешествие на юго-восток Московской области.
Отправной точкой маршрута стала станция Виноградово, до 1923 года носившая название «Ашитково». У этих мест очень интересная и достаточно подробная история происхождения.
Первое упоминание о селе Ашитково датируется 1620 годом. В 1646 году в переписной книге Поместного приказа значится как деревня Ощиткова в дворцовой волости Гвоздне. В 1783 году село Бронницы стало городом и уездным центром; в состав Бронницкого уезда вошла Гвоздинская волость с деревней Ашитково. В начале 19 века Ашитково была довольно небогатой деревней. Крестьяне занимались преимущественно земледелием, заготовкой сена, извозом, рыбалкой, охотой, скотоводством. Также было развито надомное ткачество.
Со строительством в 1862 году Коломенского участка Московско-Рязанской железной дороги жизнь поселений огромного региона резко изменилась. Несмотря на небольшое количество станций (Люберцы, Раменское, Фаустово, Воскресенск, Пески, Коломна), у населения появилась возможность перемещаться в соседние регионы, что в свою очередь способствовало развитию торговли. Возле станций, на привокзальных площадях наряду с телеграфом строились колониальные магазины, чайные, постоялые дворы.
В 1870-х годах Ашитково стало владением графа Александра Николаевича Ламздорфа. Он построил здесь свою усадьбу, после чего село стало волостным центром. В 1878 году в Ашитково по проекту архитектора В. О. Грудзина была построена каменная церковь. По ходатайству Александра Николаевича, на Коломенском участке железной дороги в 1882-1883 годах строится полустанок с одноимённым названием Ашитково. На привокзальной площади строятся: телеграф, ряд магазинов и складские помещения.
В 1868 году в семье священника родился Иван Сергеевич Виноградов. Пойдя по стопам отца, учился в Коломенском духовном училище, затем в духовной семинарии, откуда был исключён за ненадлежащее поведение. Оставшийся таким образом без попечительства отца Сергей устраивается работать служащим конторы ж\д станции Коломна. Спустя год, полученное в семинарии образование помогло Сергею занять должность помощника начальника станции. Имея непокладистый характер, Сергей Иванович постоянно был в поле зрения управы, Одно время Сергей работает начальником станции Рязань. Летом 1905 года отдыхая вместе с супругой в Одессе, Сергей Иванович вместе с сестрой Ольгой был свидетелем восстания на броненосце «Потёмкин». Эти события вызвали бурю негодования у Сергея Ивановича. Вернувшись из Одессы, Виноградов был назначен начальником станции Ашитково, откуда и началась его недолгая, но по-настоящему революционная биография. Отряд карателей Семёновского полка, прибывший на станцию Ашитково, в одночасье решил судьбу молодого революционера. Ворвавшись в квартиру, солдаты обезоружили Сергея Ивановича, а затем вывели на пристанционную площадь и расстреляли. В честь него, в 1923 году станция «Ашитково» была переименована в «Виноградово», а на месте гибели революционера был воздвигнут памятник. В 1929 году село Алёшино по просьбе трудящихся переименовывают в Виноградово, с таким названием в годы коллективизации образуется колхоз в деревне Губино. В годы Великой отечественной войны станция Виноградово имела стратегическое значение. Военные госпиталя разместившиеся в Золотовской больнице и усадьбе Ламздорфа почти каждый день принимали эшелоны с раненными. Разъезды, построенные ещё при Ламздорфе, использовали для погрузки различных материалов, строительного и дровяного леса. В 1980 году при реконструкции станции Виноградово памятник Сергею Ивановичу перенесли на территорию Виноградовской школы. Здание вокзала и телеграфа за ветхостью разобрали. На месте множества деревянных магазинов и закусочных построили современный торговый центр. Липовый парк вместе с яблоневым садом уничтожили при строительстве нового вокзала. Пристанционная площадь во времена перестройки обросла множеством ларьков, и кое-как справляется с изрядно увеличившимся потоком автомобилей, маршрутных такси и автобусов. Сама железнодорожная станция сейчас переживает не самые лучшие времена.
Дальше наш маршрут пролегал через упомянутое село Губино, в сторону посёлка Цюрупы, вдоль реки Нерской. Река Нерская одна из самых живописных и чистых рек Московской области. В этих краях ещё с советского времени широко развит туризм. Путешествуя вдоль реки можно видеть множество палаточных городков, места пикников, песчаные пляжи на берегах карьера близ станции Нерская. Так же нередкость увидеть и сплавляющихся по течению реки байдарочников. Длина реки 92 километра. Исток находится близ деревни Савинская, там же берёт своё начало река Сеньга.
Первые упоминания о реке Нерской датируются 1176 годом. Изначально упоминалась как Мерьска и Мерска.
До 1301 г. по реке Нерской, проходила граница между двумя древнерусскими княжествами. К северу, за рекой начиналась Владимиро-Суздальская земля, из состава которой позднее выделилось удельное Московское княжество. На южном берегу кончались пределы Рязанского княжества.
В 11-15 веках по реке шли лодки с товаром из Рязани во Владимир и обратно. В месте впадения Нерской в Москва-реку находился мыт, назывался он Усть-Мерским. Название образовано от слов «устье Мерской». Сложно поверить в судоходность реки, но уровень воды в местных реках был в то время намного выше.
В Коломенской писцовой книге 1577 г. встречаются другие формы названия реки «Мерская»: Мерка и Мерска. Насколько нам известно, название Мерская сохранялось в документах до конца 18 века, когда наряду с ним стало употребляться и слово «Нерская». Происхождение названия «Нерская» может быть произведено от этнонима «меря» по названию фино-угорского племени, жившему на берегах реки. «Мерьска» означает «мерьская река» или «река народа Меря». Так же близ реки есть похожие топонимы: село Большая Меря (ныне село Казанское) в Павлово-Посадском районе и еще одно село Меря прежде лежавшее близ устья реки. Возможно даже, что река Мерская служила одной из границ ареала народа меря. Впоследствии редкое название «река Мерская» под влиянием окружающих топонимов с корнем «нер» могло постепенно превратиться в «реку Нерскую».
Немного не доехав до посёлка имени Цюрупы, образованного из села Ванилово. устроили привал. Приятный жаркий денёк и лёгкая усталость, так и манили искупаться в реке. С жару вода показалась холодной, но, потом, окунувшись с головой, из воды уже не хотелось вылезать. Вода чистая, имет красноватый торфяной оттенок, не имет какого-то болотного запаха, поэтому упаться в реке одно удовольствие!
Пообедав и немного отдохув, отпрвились дальше в путь.
Отъехав от реки сразу въехали в посёлок Цюрупы. Само происхождение первоначального названия тоже достаточно интересно. По писцовой книге 1577-1587 года значится как «Деревня Данилова». Данилово, позже Ванилово – что это, перепутал писец? Да и когда он перепутал, когда ошибочно написал букву Д вместо В, или гораздо позже, наоборот. Так же, в переводе с мерянского, Ванилово звучит как «Сторожево», а с учётом того, что здесь проживала народность «Меря», и местность эта являлась пограничной, вполне вероятно, что название имеет угоро-финское происхождение.
Проплывая мимо деревни, купцы или сопровождающие товар, часто останавливались на постой, пополняли запас провианта, заводили знакомства. Здесь можно было отдохнуть перед волоком из Нерской в Клязьму или после него.
В 1910 году фабрикантом Гусевым была пущена в ход ткацко-красильно-отделочная фабрика в деревне Ванилово. Наличие довольно-квалифицированной рабочей силы (домашнее ткачество) и удобное расположение: в 10 километрах от станции Конобеево и 8 километрах от станции Виноградово, сыграло здесь свою роль. После революции ткацкая фабрика Гусева стала именоваться «Трудящийся рабочий», а после смерти первого наркома продовольствия А. Д. Цюрупы, в 1928 году она получила его имя. в 1935 году деревня Ванилово была преобразована в посёлок, и получила имя по названию фабрики.
С привала и до самого конца нашего пути мы постоянно ехали в гору. Через некоторое время мы уткнулись в Егорьеское шоссе, и поехали по нему в сторону Москвы. Можно было доехать до Гжели, но езда по шоссе немного утомительна, поэтому решили повернуть на Шевлягино, где планировали сесть на электричку и отправиться обратно домой. Дороги в тех местах красивые, незагруженные, машин мало. В одном месте дорога пролегала между двух холмов, казалось что мы где-то на Байкале. Хвойные леса с громадными вековыми елями поднимались вверх по склону, а дорога проходила между двух «сопок» в прохладной низине.
Скоро мы въехали в село Шевлягино (происходящему от личного имени Шевляга), где буквально сразу же подошла электричка, откуда мы направились домой.
Поездка получилась очень вдохновляющей и не утомительной. Проехали около 60 километров.
1 комментарий