Обзорная экскурсия с Крылатских холмов. Филёвская пойма. Новые станции метро.
В последние дни ясная погода стала особой редкостью, поэтому когда вижу по прогнозу солнце, стараюсь провести этот день на природе. В этот раз решили съездить и посмотреть на Москву с Крылатских холмов.
Первый раз я здесь был около 30 лет назад. В моём детстве с этих холомов было видно наш район: гостиницу Измайлово, трубы Гольяновской ТЭЦ, теперь сквозь высотки и центр-то с трудом можно найти. Единственный дальний ориентир который всё ещё виден — Останкинская телебашня.
Даже Деловой центр уже скрывается за новым жилым комплексом.
Башню справа на фото воздвигли на территории завода Хруничева на Филёвской пойме около 3х лет назад.
Вид на Москву реку, Филёвский парк. Вдали виднеется высотка возле метро Славянский бульвар. Многофункциональный высотный жилой комплекс «Эдельвейс». Первое здание, построенное в 2003 году в рамках программы «Новое кольцо Москвы» За ней скрывается высотка МГУ.
Вид на «Баскет Холл Москва». Он был построен 30 августа 2006 года. Создание данного комплекса как один из шагов в создании современных масштабных зон спорта и отдыха в России. Комплекс располагается на особо охраняемой природной территории парка «Москворецкий» в Татаровской пойме – на живописном берегу Гребного канала «Москва».
«Баскет Холл Москва» — универсальная арена для проведения занятий и соревнований по игровым видам спорта. Общая площадь составляет 25 000 квадратных метров. В самом ядре четырёхэтажного Дворца Спорта – центральная арена, окруженная трибунами на 5000 зрителей.
Вид на Живописный мост. Первый вантовый автодорожный мост в Москве. Самый высокий мост такого типа в Европе на момент строительства. Получил название по находящейся рядом Живописной улице. Открыт 27 декабря 2007 года. Авторы архитектурной и конструктивной идеи моста — группа инженеров НПО «Мостовик» (Омск) и ОАО «Метрогипротранс».
Длина перехода Живописного моста составляет 1460 м, ширина — 37 м, длина основного пролёта 409,5 м, число вант — 72. Расстояние от поверхности воды до дорожного полотна — около 30 м. Мостовой переход рассчитан на восемь полос движения — по четыре в каждом направлении. Каждая полоса имеет ширину 3,75 м с разделительной полосой 2,0—2,6 м, метровой полосой безопасности и тротуарами по 1,5 м с обеих сторон. На подходах к мосту установлены лестничные сходы.
Пилон моста выполнен в виде стальной арки, смонтированной навесным способом без временных опор. Элементы соединены между собой высокопрочными болтами. Изготовление, сборка и монтаж конструкций осуществлялись одновременно с двух берегов с крайне высокой точностью с допустимым отклонением всего 3 мм. Пролёт арки моста составляет 182 м, высота — 90 м
Сложность строительства заключалась в том, что по оба берега реки располагаются природоохранные зоны с запретом на строительство, поэтому традиционные решения трассы мостового перехода не подходили для поставленной задачи. В результате городские власти остановились на решении, предложенном компанией «НПО „Мостовик“»: опора (арочный пилон) моста получила форму арки с прикреплённым к ней с помощью вант мостовым полотном. Вопреки общепринятому канону, несущие балки пришлось расположить не поперёк, а вдоль реки для сохранности природных зон и во избежание помех для судоходства. Под сводом пилона позже была допроектирована смотровая площадка в виде стеклянной подвесной капсулы эллипсоидной формы, напоминающей летающую тарелку. Она состоит из трёх зданий: основного здания в верхней части арки, мостика-галереи на правобережной опоре арки и эвакуационного мостика с выходом в Серебряный Бор. Основное здание смотровой площадки имеет форму эллипсоида. Его длина составляет 33 м, ширина — 24 м, высота — 13 м, вес — 1000 тонн. Оно остеклено и оборудовано электрообогревом для удаления снега и наледей. Для попадания в здание с моста предусмотрено два подъёмника, ещё два эвакуационных подъёмника установлено на случай чрезвычайных ситуаций
На территории смотровой площадки изначально планировали открыть ресторан, но от этой идеи пришлось отказаться. Основной причиной такого решения стало отсутствие канализации: от ветра и движения транспорта конструкция сильно вибрирует, что могло бы привести к разгерметизации канализационных труб.
В 2011 году власти Москвы выступили с идеей организации ЗАГСа на Живописном мосту. Один зал должен был располагаться на правом берегу моста у подножия опор, в здании бывшей строительной бытовки, а второй — внутри смотровой площадки. Изначально открытие дворца бракосочетаний запланировали на 2014 год: тогда же провели работы по оформлению интерьеров помещения, однако впоследствии часть их элементов была утеряна, кроме того, возникли проблемы с отоплением смотровой площадки, угрожавшие её устойчивости. В 2016-м основные строительные работы были завершены, но возникли сложности с оборудованием лифтов. Год спустя проекты лифтов с криволинейными шахтами, отвечающие конструкции капсулы, взяла на себя французская фирма. Открытие ЗАГСа было запланировано на 2018 год. По состоянию на 2024 год капсула подвесного моста остается неиспользуемой, ЗАГС в ней так и не открыли, основная причина — все то же обеспечение противопожарной безопасности. Судьба эллипсоида до сих пор не определена.
Вид на Крылатские мосты. С недавних пор их стало два. Старый Крылатский мост построен по проекту Б. А. Горожанина 3 ноября 1983 года. В рамках создания Северо-Западной хорды, в 2018 году был построен дублёр моста.
Крылатские холмы. Высота 187 метров. Высота дна Москвы реки у подножия холмов 121 метр. Разница высот 66 метров.
Современный храм Рождества Богородицы был построен на месте нескольких более ранних деревянных церквей, относившихся к бывшей деревне Крылатское, причём первое упоминание о деревенском храме в этих краях относится к 1554 году. Тогда, согласно летописи, царь Иван Грозный, вотчиной которого являлось и Крылецкое (Крылатское), останавливался в деревне. Возведенное тогда церковное здание сгорело в 1713 году и вскоре после этого на его месте была построена новая деревянная церковь, которая простояла до середины XIX века. По ходатайству прихожан Крылатского и окрестных сёл в 1862 году началось возведение нового каменного храма с двумя приделами. Основной храм и трапезная были готовы в 1868 году, в то время как колокольню начали строить несколькими годами позже и завершили только в 1877 году. Архитектором храма являлся Р. Т. Водо, а колокольня была возведена по проекту московского зодчего А. Н. Стратилатова.
Церковь закрыли в 1941 году, при этом часовня у родника была разобрана, а колокольня храма уничтожена советскими зенитчиками как возможный ориентир для немецких самолётов при бомбардировках западных окрестностей Москвы. Впоследствии уцелевшее основное здание церкви долгое время использовалось деревенскими жителями в качестве дровяного склада. При сносе в 1970-х годах ранее вошедшей в черту Москвы деревни Крылатское для строительства олимпийских объектов и нового жилого района полуразрушенная церковь осталась единственным уцелевшим зданием бывшей деревни, причём оба приходских кладбища возле церкви также были уничтожены, а останки из некоторых могил перенесены родственниками на Хованское кладбище.
В 1990-е годы была восстановлена колокольня, благоустроена территория храма.
Построенный, но ещё не открытый для автомобильного движения мост между Филёвской поймой и Мнёвниковской поймой — искусственном острове, образованном излучиной Москвы-реки и Карамышевским спрямлением.
Филёвский бульвар, расположкенный в Филёвской пойме получил своё название 10 декабря 1981 года по своему расположению в местности Фили и построен на месте бывшего аэродрома ГКНПЦ им. Хруничева. Заселение бульвара началось в 1982 году. Попасть на Филёвский бульвар на автомобиле можно только по одной дороге. Пешком можно также пройти вдоль берега реки в основной массив Филёвского парка. Многие жители, работавшие с на другой стороне реки зачастую пересекали реку вплавь с вещами в руках. Ожидание данного моста длилось с момента заселения этой поймы. На другой стороне моста так же немногим равнее, 1 апредя 2021 года была построена станция метро Мнёвники, которая с учётом пешеходного перехода через мост, сократила расстояние от Филёвского бульвара до ближайшей станции метро в 4 раза.
Башня Национального космического центра, о который я упоминал чуть ранее при виде с Крылатскиххолмов. Высота башни 248 метров.
Станция Мнёвники. Изначально станция под названием «Мнёвники» глубокого заложения предлагалась к строительству на участке «Шелепиха» — «Хорошёвская». Предполагалось, что станция будет расположена вблизи пересечения Звенигородского шоссе и улицы Мнёвники. Планировалось открыть станцию в составе участка «Деловой центр» — «Нижняя Масловка». Однако 12 февраля 2011 года было объявлено, что в связи с расположением станции в промзоне, её строительство отменено.
Летом 2012 года в проект строительства Большой кольцевой линии были внесены изменения. Согласно им, станцию «Нижние Мнёвники» планировали открыть в составе западного участка линии «Хорошёвская» — «Кунцевская» в декабре 2015 года. По проекту станция «Нижние Мнёвники» будет мелкого заложения или наземной и будет располагаться в северной части Мнёвниковской поймы вблизи улицы Нижние Мнёвники.
В марте 2017 года стало известно, что станция, возможно, будет построена в черновом варианте и законсервирована до начала развития окружающей территории. Это обусловлено технической необходимостью размещения промежуточной станции или эвакуационного выхода на 7-километровом перегоне между соседними станциям.
В июле 2017 года началась разработка проекта станции. Тогда же было решено, что она будет построена с одной островной платформой, а не с двумя береговыми. Проектированием занималась испанская компания «Bustren»
Изначально станция планировалась «по образцу мадридского метро», с двумя платформами берегового типа и одним двухпутным тоннелем посередине. Однако в ходе сотрудничества с генподрядчиком строительства ОАО «Мосинжпроект» было принято решение строить более традиционную для Московского метрополитена островную платформу.
Станция Народное ополчение. Впервые станция метро на месте нынешней станции отображена на схеме развития Метрополитена в 1938 году в 39-м томе Большой советской энциклопедии. Станция нанесена на схему в составе на тот момент нового перспективного Красно-Пресненско-Рогожского радиуса. Он был обозначен от площади Восстания (нынешняя Кудринская площадь) на запад вдоль Звенигородского шоссе через Ваганьково до Серебряного бора (район нынешней улицы Живописной). В то время район нынешнего проспекта Маршала Жукова был дальней и неосвоенной окраиной Москвы, однако в связи с открытием Карамышевского гидроузла вопрос транспортной доступности этой местности возник уже тогда. Однако вскоре началась Великая Отечественная война, которая внесла свои коррективы в развитие города.
Первое название перспективной станции было «Карамышево» и подписано на перспективном плане строительства линий Метрополитена Москвы 1953 года. Позднее станция обозначалась на разных схемах в том числе как «Мнёвники» и «Народное ополчение». При строительстве БКЛ станции присвоили название «Улица Народного Ополчения» по одноимённой улице, находящейся неподалёку.
Ещё раз к данному проекту вырнулись в 1959 году, Краснопресненский радиус начинался уже от пересадочного узла на «Краснопресненской» прокладка планировалась до станции «Хорошёво» через станцию «Карамышево», которая была запланирована в районе нынешней станции.
В 1965 году трассировка была изменена, теперь радиус начинался от «Киевской» и шёл к улице Живописной через район Шелепихи. Планировалось построить четыре станции: «Тестовский посёлок», «Магистральная», «Мнёвники» (в районе нынешней станции) и «Хорошёво». Но затем Ждановский радиус, вместо планировавшегося соединения с Тимирязевским, объединили с Краснопресненским в Ждановско-Краснопресненский диаметр. В этих условиях Краснопресненский радиус вернули к своему первоначальному пересадочному узлу на «Краснопресненской», а современная трассировка прошла в направлении Тушина, минуя Шелепиху и Хорошёво-Мнёвники.
В 1972 году открывается станция «Полежаевская», состоящая из трёх путей. Третий путь был заделом для ответвления в западном направлении под проспектом Маршала Жукова до Серебряного бора, затем в Строгино и далее за МКАД до Красногорска. Этот вариант так и не был реализован из-за сложного грунта по трассе линии.
В 1985 году появляется идея хордовых линий, а в 1989 разработан проект Митино-Бутовской хорды, которая проходит через нынешнюю станцию, откуда планировалась пересадка на Большое кольцо, уходящее в направлении станции «Октябрьское поле». Впоследствии от хордовых линий отказались, и на этом месте начали планировать сооружение станции Калининской линии.
В 2005 году представлен проект Третьего Пересадочного контура, в составе которого снова появляется станция в этом районе, однако, размещаться она должна была немного в другом месте — под сквером с северо-восточной стороны перекрёстка, перпендикулярно нынешней станции (это связано с тем, что планировалось продолжение линии на север к «Октябрьскому полю»).
В рамках строительства Северо-Западной хорды в 2010 году открывается автомобильная развязка улицы Народного Ополчения, проспекта Маршала Жукова и улицы Мнёвники. Она была спроектирована ООО «Метропроект» с учётом размещения рядом с ней двух станций метро: Большой кольцевой линии вдоль улицы Народного Ополчения и радиальной линии вдоль улицы Мнёвники. При этом вестибюли станций интегрировались с подземными переходами в районе развязки. В дальнейшем эту заготовку не стали использовать. В итоге был выбран вариант со станцией Большой кольцевой линии под проспектом Маршала Жукова, а пересадочная станция Рублёво-Архангельской линии под улицей Мнёвники стала планироваться глубокого заложения для обеспечения возможности строительства пересадки на Большую кольцевую линию без сноса местной застройки. Другая причина подобного решения — нежелание авторов проекта связываться с прокладкой тоннелей двух линий с небольшой разницей глубин под развязкой. Последнее обстоятельство сыграло свою дальнейшую роль — в итоге станцию Рублёво-Архангельской линии разместили под улицей Демьяна Бедного под углом в 90 градусов к станции Большой кольцевой линии, а саму станцию стало возможным сделать мелкого заложения.
Летом 2012 года стало известно, что открыть западный участок линии «Хорошёвская» — «Кунцевская» планировалось в декабре 2015 года. По проекту в составе западного участка должна быть построена станция «Улица Народного Ополчения», которая будет располагаться у пересечения проспекта Маршала Жукова и улицы Демьяна Бедного.
В феврале 2013 года в градостроительной комиссии Москвы был утверждён проект участка Большой кольцевой линии «Хорошёвская» — «Кунцевская», предусматривающий строительство станции метро «Улица Народного Ополчения».
0 комментариев