Кабардино-Балкария в мае

Нальчик — тупиковая станция, раз в день отсюда уходит электричка на Прохладный и фирменный поезд «Эльбрус» до Москвы. Основной поток пассажиров перевозят автобусы, поэтому в поезде всего пять вагонов. Из Нальчика едем на маршрутке до городка Тырныауз, дальше только горы.

В Тырныаузе есть заброшенный молибденовый рудник, прямо на крутых склонах стоят многоэтажки, через город проходит дорога на Эльбрус.

Вид на Тырныауз

Начинаем маршрут, накрапывает дождик, высота два километра, медленно шагаем вверх. Обедаем уже под проливным дождем и продолжаем движение.

Поднимаемся выше зоны леса и разбиваем лагерь, ровных мест для палаток совсем мало.

Высокие горы Кавказа яркие и красивые, пейзаж разительно меняется буквально каждые сто метров подъема, открываются все новые и новые масштабные панорамы, захватывающие дух.

К вечеру набегает туман, сначала рвется клочьями и набегает вновь, потом накрывает нас сплошной стеной.

За соседним склоном домик пастухов, идем смотреть на него в тумане.

Следующий день остался в облаках, по Кабардино-Балкарии штормовое предупредление, мы поднимаемся дальше и делаем незапланированную дневку — шторм под нами в грозовых тучах, нам достался лишь град и затяжной дождь на весь день.

Когда облака рассеялись мы увидели крепость самой природы в океане тумана и облаков.

Утро, высота два с половиной километра, карабкаемся вверх по склону, у меня кружится голова, состояние предобморочное, началась отдышка, каждые десять шагов приходится ненадолго останавливаться. Вокруг валяется снег, чем выше — тем его больше.

Лезем на перевал.

Наконец мы наверху, вошли не в сам перевал, а почти на вершину, хоть и шли по руслу ручья, высота 3200м, идем по гребню вниз к перевалу, слева обрыв, справа снег. Я в летних кедах по колено в снегу, но теплые непромокаемые носки сильно помогли, ноги почти не мерзли и не мокли.

Находим относительно пологий склон и переваливаем в долину следующей реки, долго осторожно спускаемся, склоны очень крутые, в зоне леса не легче — буреломы и отвесные скалы, некоторые из нас начинают нервничать. В самом уже низу, у реки, появляется тропинка, по ней доходим до ровной площадки, разводим
огонь, сушим вещи, ужинаем. наслаждаемся завершением тяжелого дня.

Особенность здешних гор — отсутствие выраженной долины у рек, обрывы и крутые склоны, ровных мест почти нет.

Наутро идем по тропинке дальше, вдоль русла реки, тропинка то теряется, то находится вновь. Наконец она упирается в бурный поток реки без шанса пробродить его без веревок или моста.

Разбиваем лагерь и строим мостик, идем по руслу и бродим еще несколько раз, в горах пастухи и лошадки, заброшенные и живые еще домики пастухов.

Обед на реке.

Еще один перевал.

Проходим мимо очередной кошары, пастухи зовут на чай, кормят нас вкусной бараниной, самодельными лепешками, на запивку айран, вода, водка. Вообще балкарцы и кабардинцы исповедуют ислам, в городах и селах стоят мечети, но это не мешает местному населению тихонечко алкогольствовать.

Гостеприимные хозяева предложили подвести нас до поселка, мы согласились, залезли в кузов и поехали. Машина ехала в Булунгу (бывший В.Чегем). В Булунгу местные жители также проявляли свое гостеприимство что было весьма приятно. Мы поднялись вверх по реке, вышли из поселка, прошли погранзаставу, на которой пограничник переписал наши паспортные данные и дал рекомендации по окрестным склонам.

Целый день мы стояли в окрестностях Булунгу, лазили по горам, отдыхали. Наш добрый водитель приезжал к нам в гости, интересовался все ли хорошо не нужно ли чего привезти из лавки, подарил нам консервы, узнавал варианты уезжания для нас до Нальчика и Москвы. Утром нашего отъезда он заглянул в отъезжающий с нами в Нальчик автобус, попращался и мы поехали.

В самом Нальчике нам предстояло проторчать целый день до вечера, мы походили по городу, были задержаны полицией, на вокзале нам не разрешили провезти газовые баллоны, так что пришлось отпустить их. Неуютный город Нальчик.

На том и закончился поход наш на Кавказ. Еще две ночи и один день в поезде и мы дома.

7 комментариев

avatar

Суровые испытания! Сколько дней в итоге длился поход?

Для вставки вертикальных фото, чтобы они не рвали экран, есть вариант размера фото «ограничить высоту», в этом случае все автоматически вставляемые из альбома фотографии будут равнопропорциональными, высота вертикальных фото будет такой же как ширина горизонтальных, т. е. 638 пикселей, но при этом следует выравнивание сделать по центру.

угу, надо так делать, у меня просто как раз вертикальные по высоте экрана получаются.

дней 9-10 вроде плюс дорога

avatar
Да не, а просто смысл таких обоев в тексте, если нужно -можно тыкнуть на фото и посмотреть большую отдельно.
а что — да не? я же согласился что лучше вертикальные поменьше чтобы были
ну и вообще получается что тогда не нужна в принципе возможность вставлять такие большие вертикальные фоты
avatar
Просто эта функция немного условна, она взята из шаблона этого сайта. «Большая» это не значит во весь экран. Например в другой пропорции большая будет уже не такой большой (если очень длинная горизонтальная, но её надо сделать чуть меньше ширины публикации).
Ни когда не была в таких походах. Фото очень интересные. Будет что вспомнить!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.