Посещение выставки ёлочных игрушек

Незадолго до Нового года коллеги по работе подарили пригласительный билет на выставку ёлочных игрушек, которая проходила (по-моему ещё и проходит) в Сокольниках. Мы с Зореславом приехали на второй день после запланируемого открытия выставки, однако попали в ещё недооформленный павильон, где все экспонаты стояли в подсобном помещении, из зала в зал бегали люди и занимались оформлением выставки. Как нам сказали, в этот раз они немного припозднились с открытием выставки, потому что она всегда проходила на ВДНХ, а в этот раз в виду ремонта павильонов, были вынуждены провести выставку в парке Сокольники

Второй раз мы приехали буквально за несколько дней до Нового года, выставка была уже полностью готова и принимала посетителей. Не долго подождав, организаторы быстро организовали группу для проведения экскурсии, нас там было всего 4 человека, двое (парень и девушка) тоже нашего возраста, так что взаимное шуточное комментирование воспринималось всеми с улыбкой.

Выставка была посвящена не только ёлочным игрушкам но и истории празднования нового года, а так же песонажам, которые ассоциировались с ним у разных народов планеты. Про отмечание Нового года в нашей стране Зореслав рассказал больше экскурсовода, так что, как-то по быстрому перешли к «виновникам торжества» других национальностей.

Всё, конечно, перессказать не получится, что запомнилось, что-то нет. Один из запонимающихся моментов это то, что сама внешность деда в красной шубе с белой длинной бородой была придумана компанией Кока-Кола ещё в 30 годах 20 века.
В некоторых странах дед мороз это вовсе не добрый дедушка, который дарит детям подарки, например в Лапладнии это 
Йоулупукки, что в переводе с языка суоми означает «рождественский козёл». Это злобное существо в козлиной шкуре с рогами, которое приходило в дом исключительно для того, чтобы потребовать выпивки с хозяев и напугать детей. Непослушных ребятишек он живьём варил в котле, а благородных оленей использовал в качестве основного провианта на зиму.
Толкование происхождения именно козы (козла) состоит в том, что душа нивы (сеножати и растения вообще) есть козло- или козообразное существо (как и Фавн, Сильван), преследуемое жнецами и скрывающееся в последний несжатый сноп.

Чысхаан — якутский персонаж нового года. Хоть по мифологии это бык (а не человек), сами Якуты относятся к нему не как к живому существу, а как к стихии. Чысхаан — нарицательное существительное. В переводе с якутского означает «сильный холод с ветром». «Вот и чысхаан наступил», — говорят в Якутии, когда начинается зима.
Осенью из Северного Ледовитого океана выходит бык и идет по земле, с каждым шагом у него растут рога, и чем длиннее рога, тем крепче мороз. В январе прилетает ворон, и у быка падает один рог. Становится теплее. В феврале падает второй рог, в марте — голова. В апреле тело быка рассыпается, и река Лена уносит его обратно в океан. Легенда о быке пришла к якутам от древних эвенков. Когда обрушивались крутые берега рек, в отвалах земли эвенки находили бивни мамонтов. Люди, никогда не видевшие мамонтов, были уверены, что из земли торчат огромные бычьи рога. На выставке он, почему-то, всё равно был представлен в человеческом облике, хотя, на сколько я помню, это прообраз монгольского деда мороза.

Бефана — мифологический персонаж у итальянцев, бродящий по земле ночью с 5 на 6 января в облике старухи или, иногда, молодой женщины. Это доброе существо, приносящее подарки детям, проникая в дом через дымоход. Дети заранее развешивают перед камином носки для подарков. Подарки достаются только добрым детям, плохим Бефана кладёт в носки угольки.
Есть поверье, что если в доме хороший хозяин, Бефана не только подарит подарки его детям, но и перед уходом подметёт пол. Существует обычай: в ночь с 5 на 6 января оставлять на камине небольшой бокал вина и блюдце с едой для Бефаны. Бефану изображают обычно в виде старушки, летящей на метле, одетой во всё чёрное и с мешком подарков и сладостей за спиной. Бефану некоторые считают злой ведьмой и изображают в виде тряпичной куклы, которую принято возить на тележке и сжигать на главной площади.

Что-то рассказывали про богиню Лакшми, но, насколько я знаю, она имеет некоторый аналог с Афродитой, какое отношение она имеет к празднованию Нового года, я, если честно, не совсем поняла, на выставке так же она была представлена. Поняла только, что Лашми это, в том числе, и бог изобилия, скорей всего именно из-за этого она имеет отношение к новому году.

Намахаге  –  японский новогодний демон-ревизор суровой жизни. Людоед с гор с припиленными клыками и рогами. Это сродни скоморохам, пара ряженых в Намахагэ, ходят по улицам и кричат «Долой лентяев!», вламываются в дома и требуют еды и выпивки, при этом пугают детей и девиц. Хозяин должен накормить их, чем доказать, что жил весь год, прилежно трудясь и не ленясь. Успокоенные этим демоны уходят до следующего года. Этот обряд считается залогом здоровья и процветания на начинающийся год.

Шведский дед мороз это Юль Томтен — маленький гном, живущий вместе со своим помощником Снеговиком Дасти в лесу. На новогодние праздники и он творит чудеса, ему помогают Снеговик Дасти, озорные мыши, принц с принцессой, ведьмы, Король со Снежной Королевой и вездесущие эльфы. Эльфы находят золото для ёлочных украшений и подарков.
В большинстве домов Юль Томтен приходит под Рождество, но в некоторых — после боя курантов.

У казахов в древности не было Деда Мороза, старец Кыдыр-баба по поверью в ночь перед весенним равноденствием обходил землю и сажал новые растения.

Вторая часть выставки была посвящена ёлочным игрушкам. Много по ним рассказать не смогу. Единственное что — ёлочные игрушки использовались с древних времён, и во все неявлялись украшением для ёлки. ими укращали свои жилилища. Так же на выставке было представлено множество советских игрушек, которые у многих до сих пор хранятся дома (и у нас в том числе).
Далее нас провели в комнату, где был представлен весь процесс (в декорациях) по изготовлению стеклянных шаров и других игрушек. Шары выдуваются из стекла, посеребряются изнутри специальным раствором с содержанием серебра, разогревают над горелкой, и, стеклянный прозрачный шар становится зеркальным.
Нам показали вторую часть процесса (посеребрение) и подарили каждому из участников выставки по шарику. В этой комнате была стена, где висели 365 шариков. Каждый шарик символизирует новый день в году. Считается, что если улыбнуться, глядя на эти шары, то каждый день будет удачным и жизнерадостным.
Игрушки разной формы выдуваются в формованной коробке, которая состоит из двух половинок, и её стены имеют форму будущей игрушки. Разукрашивают игрушки как в ручную, так и на конвеере. В нашей стране сохранился и действует завод по произодству ёлочных игрушек в городе Клин. По дизайну они придерживаются советского стиля. Так же были представлены Чешские, Польские и других стран Европы.

Так же был представлен макет сказочного города в миниатюре.



Снежная Королева



В конце выставки мы прошлись по волшебному мосту, где каждый загадал желание, после чего, в зале с потолка пошёл настоящий снег. На этом экскурсия закончилась. Мы купили несколько сувениров (шаров и шишек) для своей ёлки и отправились домой.

 


2 комментария

avatar
Красиво. Вспомнился анекдот из «Дозоров»: «В город завезли фальшивые ёлочные игрушки. На вид они как настоящие, но радости от них — никакой».
avatar
Кстати, ёлочные игрушки меня тоже особо не радуют, а вот гирлянды из лампочек меня завораживают.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.