Бакшеево-Уршельский. Маршрутами бывших узкоколеек.
Я уже давно хотел повторить когда-то непройденный нами маршрут до загадочного озера в глуши, однако поездки в одиночку навеивали ещё большую тоску, чем их отсутствие. Но этой осенью определённо что-то случилось, что ушедшие в небытие былые поездки в глушь вновь возобновились. Это даже несколько необычно, что снова нашлись желающие присоединиться к идеям покорять неизведанное.
Я предложил Ивану всё-таки добраться до этого озера, посмотреть что там. Рассматривая карту, мы подумывали о том, куда ещё можно было бы заглянуть по пути, увидеть что-то интересное. Ваня рассказал про клюквенное болото в районе деревни Иванищи, близ Гуся-Хрустального. Я по карте проложил маршрут, и немного не понял, почему получилось такое большое расстояние, казалось, что это немногим дальше Черустей, а ехать порядка 7 часов от Москвы. Стал всматриваться в карту, и понял, что дорожная сеть в районе Мещёрской глуши между Московской и Владимирской областями полностью отсутствует. Черусти это крайняя точка Московской области, за которой все автомобильные дороги заканчиваются. Лишь только железнодорожная ветка сквозь лесную чащу устремляется на восток в сторону Мурома.
Но ведь за Черустями есть деревня Струя, за ней Тасино, о них рукой подать, до Струи 6 километров, до Тасино 11, как же туда добраться? Выходит, что быстро никак, только в объезд через Спас-Клепики, и объезд этот получается 210 километров. Между деревнями 8 километров, а чтобы доехать из одной в другую — нужно проехать 210 километров!
Какая у меня возникла в голове мысль? Не верю! Не верю, что там нет какой-нибудь соединительной лесной и полевой дороги. Стали смотреть фотографии на карте, чтобы понять, есть какая-то дорога, или нет. Лесных дорог оказалось несколько, некоторые из них достаточно короткие, порядка 6 километров, да вот только совсем не проезжие для легковушки. После долгих изучений нашли одну связующую, вроде как проезжую дорогу между Бакшеево и Уршельским.
Совершенно неожиданно с нами решили поехать Надя, Денис и его друг Володя.
Поездка была дальней, поэтому вставать нужно было рано, в 7 утра. И на удивление, это получилось сделать, всё действие происходило согласно запланированному графику. Друга Дениса мы подхватили во Фрязево.
Световой день в ноябре короткий, поэтому мы старались делать меньше остановок, чтобы засветло добраться до места назначения. Однако, привал мы всё же устроили у Белого озера в районе города Рошаль. Места там невероятно живописные, как и само озеро.
Мы разожгли костёр и пообедали. В это время устроили небольшую фотосессию окружающих красот.
Удивительное зрелище открылось возле прибрежной линии, у кромки воды, где оттаявший лёд на поверхности озера частично остался висеть на тростниковых стеблях.
А вообще мне понравилось то, что в это время межсезонья природа находится в состоянии некоторой задумчивости. Осень уже прошла, а зима не наступила. Поверхность озёр то покрывается льдом, то снова оттаивает. Солнце, которое лишь на несколько часов поднялось немногим выше крон дереьев, то выглядывает из-за туч и пытается согреть промёрзшую землю чуть тёплыми лучами, то снова прячется в дымке перистых серебристых облаков, а в воздухе начинают кружится мелкие снежинки. Людей нигде нет, тишина и покой.
Следующая наша остановка была на том загадочном озере, что мы давно нашли на карте, но так и не смогли попасть. Это озеро оказалось пожарным прудом. Пруд успел хорошо промёрзнуть, так что можно было ходить по льду, толщина которого зрительно превышала 5 сантиметров. Лёд был абсолютно прозрачным, и под ним виднелись водоросли.
Решили долго не задерживаться и отправились дальше. А дальше отправились мы немного не туда, потому что я почему-то решил, что лесная дорога должна была начинаться из деревни Пустоша. А рядом ещё и деревня Пустоши. Но, когда мы выехали, то действительно стало понятно, почему так называны эти посёлки. Кругом бескрайняя пустошь. Деревня располагается на возвышенности, а за ней спуск на поле.
Только поле это безжизненное — торфяник простирающийся до горизонта. Вдаль уходила бетонная дорога, по которой мы и поехали на север, в сторону Уршельского, однако быстро уткнулись в канал, за которым дорога стала полностью не проезжей.
Я понял, что я ошибся, поэтому недолго думая, развернулись, и поехали в Бакшеево.
По пути мы проезжали город Рошаль. Мне этот город раньше всегда казался каким-то недоступным, словно краем света. Он расположен в лесной глуши. Несмотря на это, он достаточно чистый и уютный.
Город основан в 1914 году как посёлок Крестов Брод при строящемся пороховом заводе акционерного общества П. В. Барановского на месте урочища Крестов Брод. Первым поселенцем на этом месте в летописях упоминается Пашков Павел Давыдович, 1846 года рождения, отставной солдат, родом из деревни Чернятино, его жена Пашкова Марфа Егоровна, 1846 года рождения, родом из деревни Чернятино, их дети и внуки, проживавшие в сторожке Поповка, в лесной даче братьев Костерёвых, получивших всемирную известность в стекольном деле. П. Д. Пашков трудился лесным сторожем в дачах братьев Костерёвых, имел нагрудный знак и свидетельство за подписью Земского Начальника о вверенных ему полномочиях. Само место Крестов Брод находится на слиянии рек Дмитровка и Воймега. Именно там проходила дорога и люди ставили крест в месте, где намывало мель для переправы на другой берег, от этого и название.
В конце 1917 года на «общем собрании рабочих» получил название Рошаль — в честь С. Г. Рошаля, участника Октябрьской революции. 21 мая 1928 года получил статус рабочего посёлка, статус города — 7 октября 1940 года. В годы Великой Отечественной войны назывался «почтовый ящик N4». 13 октября 1993 года Рошаль стал городом областного подчинения, с 29 октября 2004 года — центр городского округа Город Рошаль.
Абсолютный максимум температуры отмечался в августе 1936 г. и составил +38 °C, абсолютный минимум -45 °C — в январе 1940 и 1978 годов. Абсолютно безморозным является июль. В остальные месяцы лета возможны единичные заморозки.
Бакшеево ничем не выдающийся советский рабочий посёлок. От него мы и начали движение в сторону Уршельского. Поначалу дорога была хорошо укатанной и вполне проезжей, как потом выяснил по карте, она шла по насыпи бывшей узкоколейки.
А я ведь давно, ещё в раннем детстве, рассматривая карты Подмосковья, мечтал попасть в эти края, прокатиться по узкоколейке, посмотреть местность. Глядя на карту местность действительно завораживает. Бескрайние пустоши, болота и дремучие леса, в которых спрятались небольшие рабочие посёлки, да заброшенные деревни.
По пути нам встретились две машины. Водителя первой решили спросить, реально ли нам преодолеть намеченный маршрут. Посмотрев на машину, почесав голову, сказал «реально, но в некоторых местах придётся нелегко».
Ну мы, бравые ребята не испугались и решили ехать.
Вскоре стемнело. Дорога от Бакшеево до Уршельского составляла порядка 28 километров, а средняя скорость наша была 7 километров в час, так что ехать нам ещё предстояло долго.
На развилке дорог, где узкоколейка забирала на север, а нам нужно было ехать на юг мы сделали очередной привал, так как уже полностью стемнело и мы особо не спешили. Я заглушил машину и выключил фары. Стояла полнейшая тишина, лишь вдали слышался шум, похожий на шум проходящего поезда. Но, до ближайших железных дорог было более 50 километров. Потом поняли, что это шумит ветер в кронах деревьев. Вскоре шум добрался и до нас. Мы развели костёр, разогрели еду и наслаждались вечером. Над лесом восходила луна, которая освещала ночное небо, обрисовывая серебристым контуром чёрные тучи.
Это непередаваемое ощущение. Ощущение единения с природой, ради которого так хочется жить. Вот мы стоим в лесной глуши, в дали от населённых пунктов, вдали от асфальтовых дорог, всматриваясь в черноту ночного леса, и как-то дух захватывает.
Всё-таки развилка дорог для меня как пометка на будущее. В эти места придётся вернуться ещё, чтобы узнать, куда идут другие две дороги, одна из которых даже не обозначена на карте.
Воволь насладившись ужином с горячим чаем, мы отправились дальше. А вот дальше начались приключения. Денис был за рулём, опытно маневрируя между камнями, торчащими из дороги. Переодически мы бились днищем о землю, иногда выходили, осматривая дорогу. Машина была полностью забита, поэтому существенно просела и стала хорошей пузотёркой. Но тем не менее мы благополучно предолевали препятствия. Мы выбрали хороший день для поездки. Местами была грязевая жижа, который в этот момент замёрзла, и мы легко преодолевали небольшие лужи и канавы, где месяц назад могли бы хорошенько увязнуть. Ну, эта машина явно не для бездорожья.
Средняя скорость упала, и мы с Ваней решили пройтись пешком, чтобы разгрузить машину, да и размяться немного. Свет от фар то светил куда-то в небо, освещая кроны деревьев, то исчезал за спиной, когда машина скрывалась в очередной яме. В какой-то момент мне эта дорога показалась бесконечной. Вместе с костром и посиделками мы по ней двигались почти 5 часов. Однако, когда показались огни посёлка Уршельский, и мы выехали из леса, быстрее ехать мы не стали. Асфальт был таким разбитым, что лесная дорога была просто сказкой, по сравнению с поселковой. Не могу забыть лежачий полицейский, об который мы ударились глушителем. Видимо ям и битого асфальта недостаточно, в деревне так много гонщиков, так что пришлось класть порёбрик.
Что же касается названия посёлка, то в обиходе его назвают «Уршел». Никакой информации касательно происхождения названия я так и не нашёл. Однако именно в таком звучании он, несомненно имеет финно-угорское происхождение, такое же как Шатур, ручьи Чащур, Першур, Шушмор. На мой взгляд «ур» свидетельствует о каком-то топониме. Возможно болотистая местность.
Через некоторое время, после выезда из посёлка началась нормальная дорога. Обратно ехать совсем не хотелось, поэтому предстоял долгий путь через Гусь-Хрустальный и Владимир. Дома мы были в четвёртом часу утра. Я хоть и был измотан с непривычки, но ощущение счастья переполняло. Только прилёг и сразу уснул. Спал без задних ног. А когда проснулся, захотел ещё. И спать захотел, и путешествий ещё захотел.
Во всех этих поездках есть некоторая особенность. На самом деле отвыкать от поездок получается лишь через существенные моральные ломки, с тоской глядя в окно на уходящий день, но вот после очередной поездки хочется ещё. И чем больше этих вылазаок на природу, тем больше хочется, и как бы не уставал, как бы не убивался в этих поездках, всегда будет казать мало, даже в три ночи будет казаться «ещё рано, нужно проехать ещё».
За день мы проехали 606 километров, что очень и очень много, учитывая достаточно длительные остановки и езду по «дороге жизни» с пешеходной скоростью.
Расстояние: 606,6 км
Продолжительность: 19 ч. 33 мин. 23 сек.
Средняя скорость: 31,0 км/ч
0 комментариев