Максим Бабинцев - "Золотое сечение", антрокосмология для симфонического оркестра. Анализ.

Дата завершения: 12.12.2018

Вся музыкальная ткань антрокосмологии взращивается из «Гармонической формулы», сочинённой в виде полипараметричного синкретического единства: 

 

В качестве основного Сверхпринципа координации звуковысотности из «Гармонической формулы» во всех разделах композиции, кроме разделов «Chorale», лежит число «Золотого сечения»:

1,618033988749894848204586834365638117720309179805762862135448622705260462818902449707207204189391137484756328290267888067520876689………

В качестве же организации остальных параметров (динамики, динамики cresc./dim., способа звукоизвлечения, размера, темпа) избираются ряды, полученные в результате деления каждого последующего числа ряда Фибоначчи на предыдущее. По принципу исчерпания рядов и начала следующих рядов условно всю музыкальную ткань (не считая разделов «Chorale») можно разделить на стадии:

Стадия I:

Динамика – 617647058823529 (получено в результате деления 55 на 34)

Динамика cresc./dim. – 61818181 (получено в результате деления 89 на 55)

Способы звукоизвлечения – 615384615384615 (получено в результате деления 21 на 13)

Размер – 619047619047 (получено в результате деления 34 на 21)

Темп – 625

Стадия II:

Динамика – 618037135278515 (получено в результате деления 610 на 377)

Динамика cresc./dim. – 617977528089888 (получено в результате деления 144 на 89)

Способы звукоизвлечения – 618025751072961 (получено в результате деления 377 на 233)

Размер – 618032786 (получено в результате деления 987 на 610)

Темп – 618055 (получено в результате деления 233 на 144)

Стадия III:

В Третьей стадии все числа выводятся из одного ряда «Золотого сечения».

Динамика — 180339887

Динамика cresc./dim. — 803398874

Способы звукоизвлечения — 033988749

Размер — 339887498

Темп – 618

Таким образом на протяжении всех стадий можно проследить тенденцию к приближению чисел, полученных в результате деления каждого последующего числа ряда Фиббоначи на предыдущее, к главному числу «золотого сечения». А в музыкальной драматургии параметры меньшего порядка (динамика, динамика cresc./dim., способ звукоизвлечения, размер и темп) стремятся к главному и стержневому параметру – к звуковысотности. Схематически данную тенденцию можно представить следующим образом:

Пропорции разделов до и после первого проведения «Chorale» также имеют свои продолжительности согласно соотношениям двух чисел «золотого сечения» между собой: 1,618034 (именуемое «мажором») и 0.618034 (именуемое «минором»). В первом «мажорном числе» единица является в музыке Экспозицией, некой целой фазой, в которой интуитивно сочинён порядок динамических градаций и способов звукоизвлечения. Этот порядок был внедрён в «гармоническую формулу», став в ней неотъемлемой частью синкретического единства всех параметров.

Пропорции двух разделов «Chorale» также имеют свои продолжительности согласно пропорциям «мажора» и «минора». В Первом разделе «Chorale» музыкальная ткань, достигая VI ступени «гармонического хорала», прерывается, образуя пропорцию числа 1,618034 (8 аккордов «гармонической формулы»). Во Втором разделе «Chorale» музыкальная ткань состоит из 5-ти оставшихся полипараметричных аккордов «гармонической формулы», достигая минорной тоники в конце.

 

Продолжение следует...

Партитуру антрокосмологии можно скачать здесь.

2 комментария

avatar
Я кстати понял, о чём тут написано. Жалко только я нотной грамоты не понимаюГрустный
avatar

Андрей, это собственно материал для музыкантов, а еще точнее, для музыковедов) То, что ты понимаешь здесь суть — меня это радует, значит я более-менее доступно расписал обо всем, а то, что ты не понимаешь, как это в нотах реализуется — это не страшно, это больше для специалистов и исследователей в этой области)

 

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.