Велопоход по Калмыцкой степи

Втроем мы отправились открывать велосезон — я, Саня и Тема. По дороге на вокзал я сломал задний тормоз, но тормозами в этом походе пользоваться практически не приходилось.

После этого Тема опоздал на поезд, так что мы еще ждали его целый день на выезде из Волгограда. К югу от Волгограда, в сторону Элисты, дорога утыкана дагестанскими едальнями и кафе, в Калмыкии некоторые чабаны-пастухи родом из Дагестана, как нам поведали местные — в развальные девяностые почти все пастухи были дагестанцами, но с некоторых пор калмыки потихоньку отжали национальное дело обратно.

Наконец мы начали движение на Элисту, дорога шла все больше в горку, задул встречный теплый ветер, запекло солнце. Калмыцкий ветер и солнце оказались жестким сочетанием, за один день мы обгорели до красна и на следующее утро я уже одевался в длинные рукава, перчатки и кепку на глаза. Ветер менялся на юго-восточный, так называемый астраханец, но все равно дул нам на встречу, к общему подъему прибавились древние наносные бугры от горизонта до горизонта, через которые и проходила дорога. Скорость наша была 30 км в день. Ночью ветер стихал и мы решили ехать по ночам. В первую ночь я цепанул на колеса степных колючек, местные называют их капканами и говорят что они прокалывают даже покрышки мотоциклов. Эти колючки похожи на маленькие гвоздики, которые сложно заметить в колесе даже при свете дня, а уж ночью и подавно, поэтому прежде чем я понял что к чему было проколото 4 или 5 камер, примерно за один час такой ночной езды. Дальше ехать смысла не было, потому что явно что-то было не так, мы разбили лагерь и уснули до утра. Утром проблема была обнаружена, камеры заклеены, колючки вытащены. Ветер задул вновь с новой силой, поехали дальше. Но ветер дует пуще прежнего и вновь решаем ехать в ночь, ждем темноты, ветер стихает, едем. Вторая ночь, привал, моя рука выходит из строя, не знаю в чем дело, но очень больно, опять разбиваем лагерь — ночные катания явно не для меня. Дальше едем только днем, навстречу ветру.

Так выглядит волгоградский лес.

Сначала деревьев было мало, постепенно они превращались в кусты, потом закончились и они.

Раз в пару десятков километров попадались водоемы — пруды или ручьи, вода во многих из них была соленая, соленая же вода текла из некоторых кранов в придорожных кафе.

В поселках Калмыкии мы обнаружили хурулы — буддийские храмы, а также буддийские барабаны — что-то вроде часовен.

По степи вокруг летали перекати-поле. Эта мочалка и есть куча перекати-полей, задержанных деревьями в одном месте.

Еще куча перекати-поля на фоне типичного пейзажа.

Вообще для меня Калмыкия выглядела как степь, по которой ходят овцы, кони, коровы и каждые 20-30км дороги стоит поселок. По степи на лошадках катаются пастухи, а на окраине Элисты также ходят овечки и коровки, но пастухи в степи вокруг катаются уже на машинах!

Калмыки говорили нам что самый красивый месяц это май, в мае все распускается и цветет, степь заполнена цветами. И в апреле смогли оценить мы кусочек этой красоты — распускающиеся тюльпаны, каждый день их становилось все больше. А в конце апреля есть какой-то праздник в честь тюльпанов, со всех округ приезжают люди, катаются на лошадях, стреляют из лука и что-то в таком роде.

Наконец мы, уставшие и обгоревшие на солнце, доехали до города Элиста. Здесь находится самый большой буддийский храм в Европе, шахматный городок, памятник Остапу Бендеру, краеведческий музей. Мы посетили все эти места, а в храме даже попали на церемонию разрушения песочной мандалы, которую монахи долго собирают, а потом быстро разрушают, в знак того что все сущее будет однажды построено и однажды будет разрушено; кто мы — песчинки всего лишь, или силы, что строят песчинки в узор, или сами и есть такой вот узор, кропотливо сложеный волей и старанием и сметенный в миг и все равно суть которого одни лишь песчинки.

На улицах Элисты

Далее путь наш лежал на Астрахань и ветер наконец-таки сменился на попутный западный, дорога пошла на спуск. И мы погнали. Без напряга удавалось поддерживать скорость 30 км/ч, проезжая без остановки по 40км. К вечеру мы проехали 150км. Здесь наши пути разошлись, т.к. Саня хотел ехать вперед пока едется и дует попутный ветер, а мы с Темой поехали искать место для ночлега, потому что жили в одной палатке и не могли разделиться, да и колени давали о себе знать. В итоге Саня намотал за этот день 250 км! и остановился уже в окрестностях Астрахани, т.е., грубо говоря, мы за день смогли проехать от окраины Элисты до границы с Астраханской областью, а Саня от окраины Элисты до окраины Астрахани, такой вот грандиозный для нас накат был в тот день.

На этом месте в годы ВОВ проходила линия фронта в самых восточных своих рубежах

На следующий день Саня отписал что будет дневаться в Астрахани, в хостеле, ну а мы продолжили свой путь, уже не просто в степях, а в полупустынных территориях, вокруг не было кустов и деревьев, росла низкая травка, по сторонам дороги мелькали полосы песков и барханов.

В Астраханской области начались соленые озера и ильмени, солончаки и полупустыня, было сухо и жарко, хотелось пить и отдохнуть в тени, вновь пошли спуски и подъемы, ветер перестал быть строго попутным. Еще раз колючка проткнула камеру. Но к вечеру мы проехали свою сотню километров и заночевали на обочине с видом на ночные Астраханские огни.

По обочинам живут навозные жуки

По дорогам ползают водяные черепахи

Астрахань большой современный город, на берегах огромной Волги, с кремлем и старинной застройкой, ночью в центре она напоминала мне Ярославль

Здесь наши пути соединились, а вскоре разошлись вновь — домой поехал Тема, сроки похода истекли, силы были на исходе. Прощальная фота на жд вокзале

Я и Саня поехали теперь уже на север, в сторону Волгограда, торопясь увидеть старинный глиняный город и озеро Баскунчак и, возможно, завершить маршрут в Волгограде. Решили вновь ехать в ночь, но на сей раз у меня сели батарейки в фонарике и вновь мы ставим лагерь и вновь ночью спим а не едем.

Ночевка на Ахтубе и на следущее утро снова задувает встречный ветер, опять лопается камера, я решаю оставить гонку, чувствую что устал и без дневки далеко не уеду и мы вновь разделяемся — Саня едет против ветра на север, я же возвращаюсь в Астрахань, сажусь в поезд и доезжаю до Тамбова. В Тамбове у меня живут дедушка с бабушкой, отдыхаю у них, отъедаюсь, отсыпаюсь, жду попутного ветра и отправляюсь дальше, через Мичуринск и Ряжск еду до Рязани, оттуда на электричке до дома. Саня же доехал против ветра до Баскунчака, где его поджали сроки и он сел в поезд до Москвы.

Тамбовские пейзажи

Рязанские пейзажи

Итого пройдена тысяча километров, у разных участников поход длился от 10 до 20 дней. Калмыкия для меня запомнилась главным образом людьми — все калмыки, что встречались на нашем пути, были открытые, общительные люди, сами шли навстречу диалогу, живо интересовались поездкой, предлагали помощь, легко с улыбкой начинали разговор, водители машин приветственно сигналили нам, иногда останавливались поговорить, несколько раз нам даже предлагали подвезти по пути всех троих с великами и баулами! Все это поднимало настроение в нелегком пути по продуваемым ветром и обжигаемым солнцем южным степям.

20 комментариев

Очень отважное путешествие!Моё почтение

С нитерпением ждал отчёта, для себя открыл много чего нового и интересного!
Про колючки вообще первый раз такое слышу! Проколоть колесо на мотоцикле в степи это вообще жесть! На велосипеде камеру поменять проще.

avatar
Хороший отчёт, смелый поход!!! Молодцы!!!
Только неделю как вернулся из Астраханской  области, были на рыбалке в Харабалинском районе. По дороге домой видели велосипедиста путешественника сидящего на остановке, вполне возможно, что кто-то из вас и был. Где-то в районе Селитренного вроде бы, точно не помню уже.
Не хотелось бы мне оказаться в этой степи в одиночку и на велосипеде. Вы смелые люди!!! Действительно, по степи бродит всякая дикая и не очень живность. Коровы, лошади, овцы, лисы, суслики, зайцы, черепахи(их там два вида, как я понял, чёрные болотные и жёлто-серо-зелёные сухопутные)… Всяческая дичь и куча змей в тех краях, благо по весне они ещё не все проснулись и не особо досаждают. Летом там архи-много гадов, в основном гадюки. Больше всего напрягают стаи собак. В одну из поездок видели верблюда лежащего на обочине, был живой и чего-то жевал… Когда через несколько дней поехали за бензином в ближайший посёлок, обнаружили на обочине обглоданный и съеденный изнутри скелет. Так-же видели, как стая диких собак отбила от стада корову, что с ней сталось неизвестно, но думается была съедена. Помимо зверья, в тех краях, блондятся всякие мутные, полупьяные, местные личности, не внушающие доверия. Как-то по осени, ночью, между Капустиным Яром и Волгоградом нас пытался остановить местный джип, подрезал и пытался прижать к обочине. Непонятные люди махали из открытых окон  руками и орали, что  бы мы остановились.
Велопоход в те краях — это далеко не поездка по густонаселенной средне-полосной России.
Да, ветра по весне там адовые, направление ветра меняется каждые 2-3 дня
Вы большие молодцы, что смогли совершить задуманное!!!
Уважаю!!! Так держать!!!Одобряю!

avatar
хохо очень может быть что вы видели как раз Саню, он где-то в районе 16-20 апреля должен был быть в районе Селитренного. Про змей и пауков я начитался накануне поездки и специально взял вместо тента палатку, чтобы во сне не заползали в спальник, но в итоге нчего такого в апреле мы не встретили, но про палатку я не пожалел ни разу, ибо ветра были серьезные, да и тент растягивать без деревьев не всегда удобно
Мы обратно, как-раз 19 числа выезжали, так что вполне вероятно. Пауки, как-то мне не попадались, а вот змеи, уже сейчас вылезать начали. В «Заволжском» (если не перепутал название посёлка) в районе дет.сада, местные змей отлавливали, а мы, как-раз, в магазин приехали, дык там целый клубок этих тварей мертвых валялся, рядом с садиком, штук 20-25, не менее(где-то даже фотка в телефоне есть)
Да и в лагере за пять дней рыбалки несколько штук видели.
Когда уезжали температура за +25 перевалила, а значит отогреются и повылазят гады. В июне-июле  там от них деваться некуда.
Кстати, по палаткам, опытным путём выяснилось, что однослойные, дешевые палатки, без внутреннего маскитника, там практически бесполезны. Ветра там дуют такие, что при многодневных стоянках, порывами ветра, растягивает нитки швов у палаток и при малейшем дожде, они начинают течь по швам. С двухслойными, у которых тент ложиться поверх основного шатра и имеется выступ за пределы оного, подобных минусов я не замечал. В виду быстроты установки и экономии места в машине, набрали простеньких, компактных 1-2 местных палаток. В итоге, после дождя и ветродуя из 3х штук потекли все три))
Не обошлось и без казусов, как всегда, по доброй традиции, удуло у нас шатёр, который поленились при установке по человечески «прикопать». Самый мрак там в конце июня, начале июля. В это время там стоит жара, нередко под 40 градусов и вылезает мошка, от которой деваться просто некуда. Обыно, около 2х недель эта напасть там продолжается. Так, что вы правильно выбрали время года для своего похода, именно весной там наиболее благоприятные условия для подобных мероприятийМоё почтение
avatar
кстати мошка была в апреле, один вечер всего, покусала и улетела и больше ее не видели, на ногах до сих пор красные точки. что касается палатки — она у меня штормовая, для ветра и дождей, но если ее не закрепить должным образом это может печально закончиться, что почти и приключилось в один из дней, когда вытящив колышки не ухватился за палатку и ветер ее понес в степь к горизонту ровно с той скоростью с какой я бегу и я бежал и бежал и паника меня охватывала, ибо до горизонта нет деревьев за которые она могла бы зацепиться, а силы мои быстро кончались, но провидение сжалилось нало мной и ветер ослаб на секунду и смог схватить ее край наконец, ощущения и осадок были пренеприятные

Алексей, вы на машинах туда ездили?

Не хочешь поехать в Казань на первые майские, кстати?

avatar

Да, на машинах, торчали там 5 дней)

Зо, спасибо за предложение, но у меня «сыновий долг» на даче в первые майские и возможно небольшая мотопокатуха, если погода позволит, есть предварительная договорённость уже с людьмиМоё почтение

На вторые майские есть желание поехать в Суздаль, затем в Плёс, это же вроде совсем недалеко от тебя где-то?
avatar
Зо, ну Суздаль — это 75 км от моей дачи)
До плёса, от Ярика, чего-то около 150 км, через Кострому.

Ну и какие планы?Улыбаюсь
На вторые майские?
Дык пока даже не думал)
В Плёсе и Суздале бывал, так-то.
А вы на чём туда ехать собрались, на авто?
avatar
Да, на машине едем, потому что нас много, наверное, будет, так бы сам на мото поехал бы.
От Ярика до Фурманова ближе всего, можно пересечьсяОдобряю!
Собственно, можно и пересечся, ток я по праздникам всё больше во Владимирской губернии пребываю, там дача)
А чего там в Фурманове? Я чёто даже не в курсе, он чем-то интересен?)
avatar

Фурманов — не знаю, чем интересен, ближайшая точка до Ярославля вроде как. Можно доехать и посмотреть, что тамКрутой

Владимирскую губернию будем проезжать как раз в первые майскиеПодмигиваю Но, думаю катать туда будем частенько, Мещера любимые наши места. Может быть Абрис к нам присоединитьсяВосторженный

Ну, у меня дача между Юрьев-Польским и Переславлем(Дорога от Переславля на Владимир)
Фурманов в стороне от Ярика, на сколько знаю, ничего интересного из себя не представляет, особого внимания не заслуживает. В Суздаль вы наверное через Владимир поедите? Или через Александров на Юрьев-польский? Или через Сергиев-Переславль-Юрьев?
Если через Переславль, то учтите, что дорога от Переславля до границы с Владимирской областью- полный фарш, всего 33 км, но машину там реально жалко. Заляпать ямы ещё не успели, кое-где проще ехать по обочине)))
Да вообще думал через Владимир
Ну и правильно...
А далее наверное, Суздаль-Тейково-Иваново?
avatar
Ну, если будем пересекаться, без разницы вообще как, лишь бы удобнее было. Из целей только Суздаль и Плёс. В принципе я был и там и там, в Плёсе был в детстве, очень понравилось, живописно, решил всех свозить!
ПонЯл, покумекаем))
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.