Вызов дороге 2014. Глава 9. Тамбов - Ряжск.

До Рязани было два варианта пути: через Ряжск, или через Скопин. Я поехал через Ряжск, давно желая его посетить. Некоторое время мы ехали по московской трассе, потом свернули в сторону Александро-Невского.

Думал доехать до Рязани, однако, ночь нас застигла за Ряжском. Дорога была достаточно подразбитой, поэтому я решил не рисковать и вернуться в Ряжск.

Проблема состояла лишь в том, что в Ряжске всего одна гостиница, которая нашлась в интернете, и та оказалась занятой. Хочу отметить, что цены в Ряжске какие-то совершенно заоблачные. Номер с душем и туалетом стоил 3500 рублей на двоих, с туалетом и душем на этаже 2100, ни парковок, ни интернета. Покатались по городу, увидели вывеску, подъехали. Вижу свет в окошке первого этажа, открывается рама, женский голос «что молодёжь, гостиницу ищите?» Ищем! Предложили ночёвку без записи в журнал, за 1900 (по всей видимости на карман вахтёрше). Я согласился, припарковал мотоцикл, нам открыли дверь. Тётенька советской внешности спрашивает «а вы что, на мотоцикле?» На мотоцикле! Она предложила затащить его внутрь, от «греха подальше», как выразилась она, только с условием, что в 7 утра я вытащу его на улицу.

Ну в семь, так в семь. Прошли в номер. Номер вполне себе соответствует стилю всего города, словно это номер в борделе.

Оставили вещи, пошли искать кафе, чтобы поужинать.

Ну, теперь по подробнее о городе. Приехав сюда, я словно попал на съмки какого-то вестерна. Внешний облик города полностью соответствует стилю городов дикого запада, осталось только дождаться Клинта Иствуда. Двухэтажные домики дореволюционных времён, широкие площади, кафе в подобном стиле. Только одежда у населения времён 90-х нашего века — треники и тапочки.

Кстати, именно в этом населённом пункте я окончательно и бесповоротно уверовал в существование ангела-хранителя. Только все почему-то рассказывают о каком-то личном ангеле-хранителе, возможно каждый его видит и воспринимает по-своему. Вот и я его видел, на всём протяжении своего пути. В какой бы глуши я не находился, на какой бы отшиб нашей Родины я не попал, я всегда вижу его присутствие. Это меня даже успокаивает в какой-то мере, что-то вроде доброго знака. Он всегда приглядывает за мной, чтобы я не баловался. Вы будете говорить, что у меня богатое воображение, и я его выдумал, вовсе нет. Если вы будете ездить по разным уголкам нашей Родины, вы сможете видеть его так же часто, как и я в этой поездке. Еали вы его увидели — значит, идёте верной дорогой, товарищи! Чтобы не возникало никаких сомнений, я его даже сфотографировал, вот он! Его присутствие я обнаружил даже в Ряжске.

Отужинав в кафе борщём по-ряжски, и варениками с картошкой, мы отправились смотреть местные достопримечательности. Увидеть толком ничего не удалось, потому что темень в городе хоть глаз коли. Немного походив в кромешной тьме по закоулкам, решили вернуться в гостиницу.

Ближе к полуночи на центральной площади стали слышны разгазовывания мотоциклетных двигателей. По всей видимости, закончились съёмки вестерна и начались съёмки Безумного Макса. Я выглянул в окно, толком ничего не увидел. Хотел выйти на улицу — вход закрыт, вышел через задворки запасным выходом, который закрывался на щеколду (ещё думал о топ, что по возвращению обратно, наткнусь на закрытую дверь. Но, Надя ещё не спала, поэтому я всё-таки пошёл посмотреть на происходящее. Толпа молодёжи в темноте тусовалааь посреди площади, возле памятника дедушке, причём в полной темноте, слышен был только гвалт, как на базаре. Только фары мотоциклов и надрывающийся рёв двухтактных двигателей Восходов и Ижей разрезали мглу и заглушали всё в округе своим громобойным треском. Среди толпы неслись через всю площадь мотоциклисты, которые устроили состязания то ли на скорость, то ли на выживание. Я уже возвращался обратно, когда к мотоциклетному треску прибавился звук визга автомобильных колёс, который доносился откуда-то издалека, сменялся звуком нарастающих оборотов двигателя, проносился где-то под окнами номера, и затихал в противоположном конце города.

По моему возвращению мы стали искать душ. Нашли его где-то конце коридора. Дверь открыти получилось только на четверть, дальше траектория упиралась в плитку, поэтому, «просочившись» внутрь я включил воду, и горячей там не обнаружил. Сначала она была чуть тёплой, потом прохладной, потом полилась ледяная вода. Я решил, что надо подождать. Подождали полчаса. Наде даже удалось застать большую часть времени горячую воду, я, уже отчаявшись, решил домыться прохладной, холодной, ледяной...

Уснули в начале первого. В начале пятого меня разбудила вахтёрша, с вопросом «почему я не вывел свой мотоцикл на улицу, как договаривались?». Потому что мы договаривклись на семь! Ответ был в духе русского человека: «ну, семь не семь, а на улице уже светло». Пришлось вставать и выводить мотоцикл на улицу. Заодно прихватил фотик, поснимать вестерновские пейзажи. Хорошее время для съёмок, народу никого!

Хотя уже на углу площади скопились бабульки, организаторы рынка «с рук», что-то бурно обсуждая и раскладывая свой товар на фанерные ящики. Наверное, днём здесь будет достаточно оживлённо. Я пофотографировал и вернулся досыпать недостающее. Встали часов в 10. Кафешка, как ни странно, была закрыта, поэтому решили не терять время, а пообедать по пути, где будет обедня. По пути оказалась только одна кафешка, в которой обедали дкльнобойщики. Вся площадка перед кафе была забита фурами, как, впрочем, и зал кафешки был забит народом. Ждать освободившегося места не стали, так как народ, заглянувший туда, явно не спешил, сидящие там пришли не столько за обедом, сколько для того, чтобы убить время. Не долго думая, поехали в Рязань, тем более что до неё оставалось совсем чуть-чуть. В Ряжске были всего одну ночь, а событий и впечатлений от них, как будто мы тут пробыли неделю.

Кстати, самое место для упоминания происхождения названия Ряжск. Удивительно, что большая часть историков расходятся во мнениях. Множество вариантов толкования можно найти в интернете, думаю, не имеет смысла их перечислять. Но на примере трёх городов, расплагающихся на Оке, имеющих исключительно русское происхождение в действительности, и совершенно нелепые толкования среди историков, могу с уверенностью сказать, что Рязань и Ряжск имеют русское происхождение, без всяких «возможно», просто надо копать в правильном направлении. Три города на Оке — это Калуга, Кашира и Коломна. Давайте подставим букву «О» перед каждым названием, и получим логическое объяснение происхождение городов, ну, например: Ока-луга (Калуга), Ока-шира (Ока широкая, Кашира), Ока-лома (Ока ломаная, Коломна), тут даже не придерёшься. Поэтому на основании этого, я считаю, что Ряжск и Рязань имеют одно происхождение (хотя в большинстве источников происхождения разные). Обобщает их, в первую очередь древнее  произношение Ряжска как «Рязск», река Ряса, Рясское поле, Усть Становых Ряс (ныне Чаплыгин). Ну никак не может быть случайным  такое скопление однокоренных топонимов в одном месте. К тому же в разных источниках приводится огромнейшее количество вариаций написания Рязань, включая мужской род «Резан». Из этого можно сделать вывод, что произношение могло быть совершенно иным от написания, да и написать мог каждый по-своему, независимо от разности произношений, а уж замена С на З встречается среди русских топонимов ой как часто (Руза — Руса). Так что с большей вероятностью могу сказать, что Рязань это «Рясань», и нет там никакой резни и эрзей. Стоит так же отметить, что в преобладающем большинстве случаев населённые пункты и реки назывались исходя из географического положения, а Рязань и Ряжск как раз находятся в одной низине, к тому же, как раз в район Ряжска вдаётся мещёрская низменность и лес.
Из любопытства посмотрел этимологический словарь, и нашёл множество похожих слов, означающих практически одно и тоже, вот только не имеющих общего происхождения, опять-таки, это очень странно. Ну, например: грязь, рясь, трясина, ряска. В некоторых значениях слово «грязь» всё-таки имеет значение «топь», «болото», «зыбь», но происходит оно от древнеславянского «grezь», а вот этимология слов «рясь», «ряска» до сих пор не ясна (согласно этимологическим словарям), хотя по мне так всё очевидно.
Тем не менее ряз- или ряс- имеет прямое отношение к топи, зыби.
Кстати, есть ещё слово «тряска», которое, можно сказать, притянуто «за уши». Однако уместно сказать, что на болотах земля «сотрясается», «трясётся» во время хождения по ней, потому что верхний слой земли и перегноя, вместе с корнями деревьев, которые выросли на ней, плавают на поверхности воды (сплавина). В украинском языке слово «трясина» звучит как «трясовина», в белорусском «дрыгва» (а не от корня ли «дрыг» — дрыгаться, трястись?).

В Рязани я планировал встретиться с нашей подругой, моей сокурсницей, Настей Сивцовой. Однако, созвониться получилось только, находясь уже в самой Рязани, но, как выяснилось, Настя была не в Рязани, а в Скопине. Узнай я об этом раньше, проложил бы свой маршрут через Скопин, но, кто знал… В общем, к полудню мы были уже в Рязани.

Читать дальше

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.