Заповедный край Мещёра 2012-2013

Поездки на восток Московской области были наиболее частыми по причине моего проживания на востоке Москвы, откуда выбраться в область было намного проще, нежели, пересекать всю Москву, для того чтобы выехать в пригород в другом направлении.
Мещёра не стала тому исключением. Однако, до того, как у нас в арсенале появилась моторизированная техника, добраться до отдалённых уголков Московской области было несколько проблематично, поэтому при первой возможности мы сразу же отправились в наиболее живописные и не исхоженные районы. Традиционно, посмотрев на карту, нашли самый большой участок леса, и отправились на разведку.
Первый раз мы поехали в Покровские леса, если не ошибаюсь, в конце лета, и поездка была не состоявшейся в плане покорения обозначенного маршрута.

Маршрут предполагал въезд в лес в районе Покрова и выезд в районе Шатуры, однако, не зная конкретной дороги, много времени было потрачено на то, чтобы найти дорогу. Сложность вызывало огромное количество песчаных лесных дорог, которые долго петляли по лесу, а в итоге выходили либо туда, откуда начинали движение, либо рано или поздно терялись в лесной чаще и кончались еле заметной тропинкой, проложенной грибниками.

Скорость перемещения была не высокой, колёса, порой, зарывались в песок по самую ось, иногда приходилось обходить пешком по обочине, чтобы не увязнуть в песке основательно. На закате дня уже вроде определились с дорогой, но, решили отложить попытку до следующего раза, так как наличие топлива не внушало доверия на удачный исход. А остаться без бензина посреди леса — это остаться ночевать в лесу без палаток и всего необходимого для ночёвки, а утром кому-то идти в деревню за поиском бензина. Так что решили не рисковать, и отложили на будущее.

Ездили мы как раз в самый разгар пожара на торфянниках, поэтому на обратном пути попали в такю дымовую завесу, сквозь которую солнце на небе было еле заметным розовым кружком.

Ночь нас застала в районе Бисерово, за Ногинском.

Будущее это состоялось только в следующем году.

Опять так же, на центральной площади Покрова повернули направо, доехали до железной дороги, перешли по переходу пути, переехали Клязьму по автомобильному мосту, а после деревни Марково стали углубляться в лес.

Как ни странно, дорогу нашли как-то очень быстро, исключив все неудачные маршруты прошлого года, мы практически со второго раза углубились в лес.

Дорога эта очень сильно петляла через лес, иногда описывая дуги почти в целый разворот на 180 градусов, однако всё-таки понемногу мы углублялись в лес. Я вздохнул с облегчением, когда песчаные барханы наконец-таки сменились мокрым песком и глинистой почвой, но я рано обрадовался.

Вскоре дорога сменилась на непролазную разбитую вездеходами грязевую кашу, с колеями по пояс. Тут уже пришлось идти пешком через лес, ведя в руках мотоцикл. Через пару километров мы вышли на озеро Сеньга, и разбитая дорога ушла в сторону, а мы, не много передохнув, продолжили движение по достаточно наезженной, но не разбитой лесной дороге.

Легко вздохнув, мы проехали ещё километров 5, после чего дорога стала спускаться в низину, и почва становилась всё более вязкой.Сначала просто малозначительные лужи, потом разбитые грузовиками ямы, заполненные водой, потом грязевые заливные пространства, пересекающие дорогу в длину более 30 метров, и простирающиеся в ширину, порой до полукилометра далеко в лес.

Каждый раз приходилось обходить через лес, проехать с разгона такие вот места было маловероятным, так как в одном месте палка, которой я пытался нащупать дно ушла по пояс в грязь, поэтому скорей всего пришлось бы не просто утопить мотоцикл в грязи, а вообще его там похоронить, за невозможностью вытащить.

Лес представлял из себя либо плотный ельник, либо валежник, пробираясь через который приходилось перетаскивать мотоцикл через поваленное дерево, либо царапаться об сухие ветви ельника.

Всё это сопровождалось воем огромного количества комаров, которые не просто мешали перед глазами, а набивались в рот и нос, так что приходилось защищаться от них забралом, под защитой которого было очень душно. Но, всё-таки в духоте было несколько приятнее, чем с полным ртом комаров и искусанным лицом.

Причём каждый километр пути увлекает всё больше, и новое препятствие вовсе не кажется непреодолимым, и каждый раз успокаиваешь себя мыслью «сейчас вот я здесь перейду, если дальше будет хуже, то вернёмся обратно», и таких вот моментов было больше двадцати, когда подходил к такой вот луже, и убеждал себя вернуться обратно, пока не стало совсем непроходимо, каждый раз обходил её через лес, пока не наткнулись на то место, где было действительно непроходимо. Но тут уже пришла мысль о том, что обратной дороги с преодолением такого количества препятствий я уже просто не выдержу физически.

По навигатору ближайшие за лесом деревни уже были километрах в 10 от нас, а мы уже отмахали больше 30. На этот раз это была не лужа, а какой-то канал со стоячей водой, который всё так же был разбит лесовозами, и дно в одном месте я палкой не нащупал вообще, а поиски обхода через лес закончились неудачей. Время было уже часа три или четыре вечера, поэтому возвращение обратно тоже не сулило ничего хорошего. Что ж, отец ушёл на разведку, после чего просто пропал на долгое время.

Вернулся минут через 40, убедив меня в том, что пройти можно. В этот раз мы обошли этот грязевой залив километрах в двух от дороги. Когда валежник сменялся чащей, я просто на первой передаче с треском ехал через лес, разрывая на себе одежду. В конце концов лужу обошли, вышли на дорогу, после чего начался участок с достаточно хорошей почвой и не разбитыми колеями, по которым вполне можно было ехать. До деревни оставалось около 5 километров, когда дорога вот так вот внезапно повернула на 180 градусов направо, и пошла в обратном направлении. Через некоторое время она пошла параллельно с каналом, вдоль которого она представляла из себя просто чернозём, по которому было нельзя не идти, ни ехать.

Шли по насыпи, с одной стороны которой шла дорога, с другой стороны канал. Насыпь тоже не была счастьем, помимо крапивы и мелкого кустарника её пересекали иногда поваленые деревья.

Через пару километров вышли на деревянный мост, перейдя который, дорога снова стала делать крутой поворот влево.

После моста дорога стала совершенно нормальной, мы наконец смогли оседлать своих железных коней и двинуться дальше. Километров через 5 лес закончился и мы упёрлись в реку. Вот тебе на! Ночевать возле реки, а утром возвращаться обратно? За рекой уже слышался лай собак, рядом деревня, как быть? Я разулся, пошёл нащупывать дно. Дно песчаное, не глубоко, местами чуть выже колена. Перевели технику в брод.

Дорога резко пошла под откос вверх, снова начались песчаные барханы. Последний рывок и мы уже в деревне. Ещё предстояло понять, куда вообще ехать, чтобы выехать на какую-либо трассу до Шатуры, количество полевых дорог было ничуть не меньше, чем при вьезде, а как таковой главной не отслеживалось. Кое как выехали. Время было около часа ночи, когда мы увидели первый указатель на Шатурторф в конце деревни. Через некоторое время, придерживаясь направления, следуя указателям, выехали на Егорьевское шоссе. А дальше, дорога уже знакомая, вот только до дома было ещё часа три езды, а меня уже трясло от такого жуткого перенапряга. Домой вернулись около 4 часов утра. Тело ныло от укусов комаров, ссадин и синяков, оставленных подножками и рулём мотоцикла, мышцы ныли от перенапряжения и пробивала усталостная дрожь. Наверное в этой поездке я выложился на всю. С одной стороны и устал до изнеможения, с другой стороны получил неописуемое моральное удовлетворение от путешествия. Наверное эти ощущения испытывает каждый Путешественник. Наверное, ради этих ощущений он идёт в поход.

2 комментария

avatar
Заповедные малопроходимые места)) сейчас это в средней России редкость :|
красиво! 
avatar
У нас самые глухие места как раз с востока и северо-востока от Москвы. Напишу попозже отчёты о Коломенских лесах, тоже не уступают Мещёре. Хотя… Наверное, они тоже в какой-то мере относятся к Мещёре.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.