Где начинается Пахра

Уже продолжительное время как установилась солнечная и тёплая погода, весна в самом разгаре, и меня просто не удержимо тянуло поехать на природу в лес. Вообще я планировал съездить с кем-то, но постепенно начал осознавать, что людей больше прельщает рутина обыденной жизни, серость будней, и бессмысленный круговорот каких-то дел и событий, из которого они скорее не хотят выбраться, нежели не могут. Сейчас это престижно, модно, стильно быть занятым непонятно чем и не иметь ни минуты свободного времени, сделать вид, что очень деловой, убедить себя в том, что занят якобы нужными, но, по факту бессмысленными делами, не приносящими ни денег, ни радости, ни удовольствия. И меня периодически затягивает в это, но, я всячески стараюсь выбраться, как-то изменить события. Вот и я закружился с какими-то делами, но решил следовать папиному совету – просто всё бросить, и поехать в лес, ведь мне совершенно ничто не мешало это сделать.
Именно так я и поступил вчера. Завёл себе будильник на восемь, встал и собрался поехать в лес. Поехать решил как и в старые добрые времена – на электричке. Но, как оказалось всё не так просто. За эти годы и меня жизнь порядком изменила, я сам удивился тому, что не проспав будильник, я всё равно умудрился собираться долго, просто делать однообразные действия, на которые незаметно как тратиться очень много времени. Просто я стал несобранным, а ведь я даже этого не замечал. Честно говоря, я совершенно не ожидал ещё и того, что в будни в утренние часы окно между утренней и обеденной электричками увеличится до 3,5 часов, так что я благополучно опоздал на девятичасовую электричку, но никак не ожидал, что следующая будет лишь без пятнадцати час. Я даже немного расстроился, приуныл, решил поездку перенести на другой день, но потом понял, что меня одолевает лень, которая и завтра, и послезавтра не даст мне успеть на утреннюю электричку, поэтому я решил ехать во чтобы то ни стало. А что, световой день сейчас достаточно длинный, маршрут я запланировал не длинный, и ничего страшного что я приеду в лес только к двум часам, день как раз будет в самом разгаре. И я поехал.
Сама дорога до леса на электричке мне уже поднимает настроение. Сидишь себе в своих мыслях, поглядывая в окошко.
Маршрут я уже наметил давно.

Решил посетить места, в которых последний раз я был 12 лет назад. Вообще эту поездку я запланировал не столько ностальгической, сколько познавательной. В тех краях берёт своё начало одна из значимых рек Подмосковья – Пахра. Я уже совсем и подзабыл, что по этой дороге мы уже ездили с папой на велосипедах то ли в 99, то ли в 2000 году. Я не сразу вспомнил, что я там уже был, так как и местность порядком изменилась с того времени, и на картах стали рисовать не пойми что. Я уже не помню, когда последний раз пользовался бумажной картой, как типичный современный человек с картой на жидкокристаллическом экране, да только толку от неё особо никакого. Топографическая карта наглядно отображает состояние местности.

Глядя на такую карту уже себе мысленно представляю, что меня ждёт. Глядя на электронную карту я вообще ничего не представляю, да и не всегда понимаю, что мне пытались донести, рисуя там ломаные зигзагообразные линии русел рек, или ещё каких-нибудь объектов на местности. Электронная карта – мёртвая карта, именно поэтому я не сразу осознал, что я там уже был, вспомнил лишь по приезду домой, когда открыл топографическую карту 2001 года. Иногда в жизни случаются такие моменты, когда от каких-то действий пробивает в холодный пот, и вот случилось так и вчера, увидев год выпуска карты меня передёрнуло от того, как же это было давно, кажется, что это было лет 5-7 назад, ну, может 10, а прошло уже 18. Где только мы не ходили с этой картой. И хоть в Бекасово мы ездили с другой картой, с двухкилометровкой, которой скорее всего и не осталось, тем не менее, после начала активной походной деятельности была куплена километровка, которая и стала нашим постоянным спутником в походах, засветилась на многих видео и фотографиях. Посмотрел на карту, и сразу перед глазами всплыли воспоминания о прошлых поездках.
Первый раз мы поехали сюда, потому что нас заинтересовала эта асфальтовая дорога в лесу, вдоль которой не было никаких населённых пунктов. Решили посмотреть, что там.

В прошлый раз у нас была цель посмотреть дорогу, в этот раз я хотел дойти до истока Пахры. Многое что изменилось за это время. За переездом застроили всё дачами, а раньше там уже был лес.
Но асфальтовую дорогу я запомнил хорошо. Мы достаточно далеко уехали по ней в лес, доехали до Т- образного перекрёстка и повернули на запад, в сторону окружной железной дороги. Вообще, несколько лет (с 2002 по 2007 года) мы посвятили поездкам по Большому кольцу Московской железной дороги, исследуя окрестности, бродя по дремучим лесам. Но эту поездку я не отношу к той эпохе, эта поездка скорее стала предпосылкой к изучению всего того, что связано с окружной дорогой. Оставшись под впечатлением от поездки в Бекасово, я стал искать на карте ещё какие-нибудь интересные места рядом, куда можно было бы съездить, нашёл очень необычный населённый пункт в лесу близ посёлка Киевский с названием «Круги», от которого в разные стороны расходились радиальные просеки, а на равноудалённом расстоянии друг от друга его окружали круговые просеки, и на карте это выглядело как чёртово колесо.

Тогда я стал смотреть, как туда лучше добраться, открыл для себя новое направление железной дороги, стал искать упоминание о ней, узнал, что по ней ходят электрички. С этого, в общем, и началась эпоха поездок по окружной дороге. Впрочем, до «Кругов» мы так и не добрались, заблудившись с велосипедами в лесу на противоположной стороне железной дороги.
Так вот поездка по лесной дороге на север от Бекасово тоже была достаточно интересной и приключенческой. Повернув налево от Т- образного перекрестка, где-то через километр или два мы уткнулись в ворота, на которых было написано, что проезд и проход запрещены, стреляют без предупреждения (как потом выяснилось, стреляют без предупреждения не по тому кто прошёл, а просто стреляют, и если ты окажешься на пути, лишний раз тебя предупреждать не будут). Так вот упёрлись в ворота, от которых влево и вправо в лесную глушь уходил забор из колючей проволоки. Сначала сунулись влево, но там оказалась топь и непроходимые заросли. Направо вроде как прослеживалась тропа, и мы пошли по ней. Где-то метров через 500 колючая проволока в одном месте была раздвинута, а тропа уходила туда. Мы попытались пройти дальше, не пересекая запретной территории, но лезть с великом по дебрям оказалось не таким простым занятием, поэтому вернулись обратно, раздвинули проволоку руками, просунули боком велосипеды, а потом пролезли сами. Идти по ту сторону забора оказалось проще, под ногами прослеживалась кладка из бетонных плит, поэтому кусты там не росли. По пути нам встречались ещё лазейки и тропинки, выходящие наружу. Потом мы дошли до дороги, которая доходила до забора и на этом заканчивалась. Мы высунулись на дорогу и увидели какие-то движения метрах в 500-700 от нас, было похоже на людей. А в те времена все подобные объекты находились в таком состоянии, что не было понятно, заброшенные они, или действующие. Нам нужно было перейти дорогу. Ну, мы решили, что нас не заметят. Только мы высунулись из травы на дорогу, как нам на встречу побежали два солдата с автоматами. Мы назад от них и быстрее искать лазейку в колючке. Лазейка оказалась недалеко, по быстрому просунули велики, потом сами, и скорее ломиться в глубь леса перпендикулярно от колючки, чтобы затеряться в лесной чаще, чтобы нас не увидели. Выйдя на полянку, решили передохнуть и перекусить, заодно лишний раз не шебуршать травой, не привлекая внимание некоторое время. Поели, и отправились дальше, уже придерживаясь расстояния метров в 50 от ограждения. Пробирались мы достаточно долго. Помню, что ещё дождь стал накрапывать. Идти с велосипедом по этим дебрям та ещё зарядка! Мне захотелось пить. Я почему-то думал, и тут я понял, что рюкзака-то у меня и нет. Говорю папе «я рюкзак потерял», и он мне «я тоже». Стали думать, где мы их могли забыть. Сначала подумали, что когда убегали, оставили их в траве, потом вспомнили, что мы ели. Пришлось возвращаться, а ушли достаточно далеко. Дождь стал расходиться, и мы решили, что снова пытаться пройти дальше не имеет смысла, и поехали назад в Бекасово. Мы часто вспоминали эту поездку, поговаривая иногда о том, что нужно её повторить. Но, что-то дело до этого так и не дошло. А, может быть, как-нибудь и надо.
В любом случае, вчера, до поездки, я не понял, что это именно эта дорога, поэтому просто решил доехать до Пахры, пройти через лес до истока, а потом выйти на железную дорогу в районе Пожитково.
За пару минут до отправления, я запрыгнул в электричку на Киеском вокзале, и в 12;48 отправился в путь. Киевское направление, как и Белорусское по красоте пейзажей ничем не примечательное: одни промышленные строения да новостройки, лишь через 50 километров начинаются какие-никакие леса. Хочу отметить, что всю дорогу от Москвы до Бекасово меня сопровождали двенадцать доблестных контролёров, по одному на вагон, которые иногда менялись местами, повторно спрашивали билетики и в общей сложности трижды пожелали счастливого пути. Что и сказать, приятно, такой сервис и всё за мои деньги.
В два часа дня я уже был в Бекасово и отправился по намеченному маршруту.

Солнце пекло во всю, а ветер был ледяным. В куртке мне стало жарко, и я убрал её в рюкзак. Идти в кофте было немного прохладно, ледяной ветер из лесов задувал за шею и в уши, так что я накинул капюшон. Когда ветра не было, солнце снова припекало и становилось жарко. Но идти было комфортно, несмотря на некоторый недосып, такая свежесть хорошо бодрила, и никакой усталости я не ощущал. По пути двль дороги распустилась мать-и-мачеха, над цветами кружились бабочки.

Я дошёл до переезда где путь мне преградил рабочий поезд, который перекладывал шпалы, мне пришлось обходить по железной дороге ещё метров триста.

Зато дальше на дороге машин уже не было. Но, как я и написал ранее, количество дач и садовых участком меня поразило, сплошняком всё позастроили.

Через некоторое время мне нужно было повернуть от основной дороги, а чуть дальше я упёрся в шлагбаум, на котором висела предупреждающая табличка.

Речь шла о запрете проезда, про проход ничего сказано не было, поэтому я продолжил путь дальше. Шлагбаума я тоже не помню. Скорее всего раньше в нём надобности не было, потому что в те времена не было столько машин и дач вокруг, вряд ли кто сюда заезжал. Единственное что я помню, что асфальт был идеально ровным. Мне кажется это он и есть, никто его не перекладывал. Местами он есть, местами его нет, а когда идёшь по нему, то из трещин идут пузыри, словно идёшь не по асфальту, а по настилу.

Чем дальше я углублялся в лес, тем больше было снега. Потом проталин на дороге и вовсе не стало, и я стал шагать по рыхлому снегу. Эта дорога мне чем-то напомнила бетонку в Климовку. Такая же ровная просека, уходящая в лес в никуда. Единственное, что Коломенский лес, несмотря на его дремучесть, мне кажется более приветливым, места какие-то более приятные. Здесь хоть лес и не дремучий, но, в нём всё равно как-то не очень уютно. Он не сказочный совсем – кустарник под ногами, много поваленных деревьев. Скорее всего, потому что здесь за ним не следят никак, он кажется каким-то заброшенным.
Через некоторое время дорога повернула налево, на запад.

Прямо уходила достаточно проходимая просека, впереди виднелись просторы.

Но я поставил перед собой цель, поэтому решил идти так, как запланировал, времени на исследования прилегающих тропинок у меня уже не было, поэтому пошёл дальше.

Вскоре я дошёл до места, где дорога пересекала Пахру по плотине, в виду этого, с западной стороны образовалось болото, с восточной река, вытекая из бетонной трубы с шумом устремлялась вниз и уже растекалась по равнине, петляя меж возвышенностей, образовывая заводи.

Среди этих заводей я решил устроить привал. Сначала думал обойтись горелкой, но этот ледяной ветер, веющий с талых вод уговорил меня запалить небольшой костерок. Хоть всё вокруг было совсем сырым, да и над поиском дров я особо не заморачивался, удалось развести небольшой огонь, за которым удавалось скрываться от холодного ветра.

Долго я не засиживался, потому что мне предстоял путь в неизвестность, а Солнце потихоньку начало клониться к горизонту. Я пообедал, и пошёл на другую сторону дороги. Немного подумав, решил, что с южной стороны реки лес более проходимый, и пошёл вдоль русла.

По пути было много лосиного помёта и следов от копыт. Чтобы не застать кого-нибудь из зверья врасплох, периодически посвистывал и хлопал в ладоши, давая знать о своём присутствии.
Сойки всполошились, и совсем были не рады незваному гостю, затрещали, запорхали меж деревьев. Вскоре все утихли, и среди пока-то одиночного пения птиц я услышал писк каких-то птенцов на дереве, хотя так и не увидел гнезда с земли.
Пробираться через лес было сложно. Много поваленных деревьев, нагнутые ветки орешника, которые ни перешагнуть, ни подлезть под ними, так и обходишь по кругу, либо распрямляешь, чтобы пролезть под ним. Очень сложно так идти. Для меня этот лес оказался одним из самых непроходимых из всего Подмосковья. В некоторых местах ещё и глубина снега достигала колен, а под снегом ещё вода.
Я придерживался направления на электронной карте, впрочем я и воочию видел русло. Ручей бежал по овражку меж пологих склонов, местность постепенно шла на возвышенность.
Дальше идти по правому берегу просто физически стало невозможным: ни протиснуться сквозь колючие ветки поваленных ёлок, и перелезть через пригнутые снегом кусты, под которыми под ногами ещё была и топь. По огромной ели я перешёл на другую сторону.

Левый берег был более высоким и относительно проходимым. Вскоре я уже перестал различать как таковое русло, периодически приближаясь к нему и выслеживая хоть какое-то движение воды. Последнее движение воды я увидел в колее от какой-то техники, проехавшей здесь в незапамятные времена, дальше только топи. И как мне показалось, всё это здесь уже сезонное, скорее похоже на ручей от таяние снегов, чем на реку. Впрочем, мои догадки подтвердились, когда я потом дома посмотрел на топографическую карту. Уже начиная от самой плотины этот ручей считается сезонным, пересыхающем в летнее время. Так или иначе я дошёл до самого истока, который представляет из себя сеть ручьёв, стекающих из леса в овражек, в радиусе полутора километров от прослеживающегося русла. Возможно где-то что-то бьёт в траве из под земли, но отследить это в таком валежнике не представляется возможным. Хотя скорее всего это талые воды, а летом вода после дождя, которая в сухую погоду полностью пересыхает.
Сначала я хотел поехать в кроссовках и взять с собой сапоги, но сапоги по весу и объёму почти вся моя поклажа, что я взял с собой, пришлось бы брать больше рюкзак, да и нести их было лень. Решил обойтись ботинками, и не прогадал. Больших глубин в этих топях нет, в самых глубоких местах по щиколотку, а если ступать на кочки, то и вовсе глубже мысков и каблуков ботинки в воду не погружались, а до самых шнурков они у меня не промокаемые. Хотя и очень уж тяжёлые.

В конце истока я как-то незаметно для себя сильно забрал направо и пошёл вдоль железной дороги. Просто все попытки забрать левее пресекались непроходимыми зарослями кустарника и валежником, поэтому кажущееся «немного обойду справа» вылилось в приличное отклонение на северо-запад. Потом я попытался исправить курс, забрав южнее в сторону Пожитково, но вскоре решил идти, где проходимее, и пытаться придерживаться перпендикулярного к железной дороге курса, чтобы быстрее выйти.
Я не знал, на каком километре находится Пожитково, но, выйдя на железную дорогу, прикинул, что до неё идти ближе, чем до 221 километра.

Я думал пройти дальше, в сторону Акулово, ведь у меня было ещё полтора часа до электрички. Однако, меня отпугнула «остановка по требованию». Помним, помним, что это на окружной дороге такое – это когда машинисту нужно сообщать по связи «пассажир-машинист» о том, что выходишь, а на платформе размахивать курткой, чтобы электричка остановилась.
Время было предостаточно и я шёл неспеша.

В болотах, прилегающих к железнодорожных насыпях я дважды спугнул бобров. Они прыгают в воду с характерным ударом хвостом по воде.
Вскоре я дошёл до Пожитково. Платформу уже переделали.

Точнее их уже стало две. Теперь платформы высокие. Где покупать билеты на электричку окружной дороги я так за 15 лет и не выяснил. Иногда открыты кассы, иногда хотят билетёры, но чаще ни того, ни другого.
Минут через 10 подошла электричка, и я поехал уже в сторону Кубинки, на другое радиальное направление, откуда я потом поехал домой.
По пути машинист объявлял о том, что некоторые остановки по требованию, в итоге все их проехали без остановок. Не знаю, как в темноте сигнализировать с платформы о том, чтобы электричка остановилась. Единственный подобный случай был на станции Белый раст северной части дороги. Но, я, правда, не знаю, машинист увидел нас, или кто-то выходил на этой станции.
В Кубинке пришлось сходить с платформы в город, идти в здание вокзала, чтобы купить билет до Москвы, иначе в пути меня ждут голодные и обнищавшие контролёры, а в Москве турникеты, установленные на излишки от взносов добропорядочных пассажиров.
Возле входа в вокзал установили памятник танку.

Сейчас это модно, стильно, престижно пихать военную и религиозную атрибутику в каждый свободный городской квадратик, хорошо, что здесь обошлись чем-то одним, без абсурдных сочетаний.
Через 10 минут подъехала электричка, и я поехал домой, успев перед этим с эстакады снять малиновый закат.

 

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.