По следам узкоколейной железной дороги Шатурского транспортного управления
Сегодня совершенно случайно наткнулся на видео, которое заснял во время путешествия по следам разобранного полотна Шатурской узкоколейной железной дороги. Что примечательно, мы с Иваном успели застать рабочую часть этой дороги, которая, как оказалось, была окончательно разобрана в 2009 году.
Наверное возникнет вопрос, что вообще сподвигло нас поехать туда? Частенько рассматривая старые советские топографические карты, можно было видеть среди глухих лесов и болот тонкую линию с поперечными рисками, обозначающую узкоколейную железную дорогу. Наиболее плотная сеть этих дорог приходилась на шатурские торфоразработки, находящиеся между городом Шатура и Орехово-Зуево.
История шатурской узкоколейной дороги началась с 1912 года, когда был построен первый участок Кривандино-Мишеронь. Это самая первая и самая длинная по протяжённости электрофицированная железная дорога (шириной колеи 750 мм) в Московской области и одна из крупнейших в Российской империи. Линия протянулась до Мишеронского стекольного завода.
В 1915 году началось освоение шатурских болот. Наверное, именно этот год можно считать началом торфяной эпохи. Именно в этом году дровяное отопление стало повсеместно сменяться торфяным. Мишеронский стекольный завод так же перешёл на торф.
Что примечательно, все местные жители в те годы железную дорогу называли трамваем, однако, в первые годы линия использовалсь в основном для грузовых перевозок, да и от населённых пунктов она проходила достаточно далеко, в основном по лесам да болотам.
В 1918 году началось строительство Шатурской ГРЭС, первой тепловой электростанции, работающей на торфе. В это время началось активное строительство сети узкоколейных железных дорог.
В 1926 году контактную сеть на участке Кривандино-Мишеронь демонтировали (ни в каких источниках не указывается причина), а в 1929 году линия примкнула к остальной обширной Шатурско-Ореховской сети узкоколейных железных дорог, которая на юг протянулась до самого Егорьевска, а на север до Орехово-Зуево.
в 1951 году снова началась электрофикация основных узкоколейных магистралей, и в начале 60-х электрофикация была завершена. Длина электрофицированной линии Шатура-Бакшеево составила 35 километров. В двух местах линия имела пересечение с основной магистралью казанского направления Московской железной дороги, как раз одно из них находилось в районе станции Туголесье.
После массивных торфяных пожаров летом 1972 года множество торфяных разработок были закрыты, в 1973 контактная сеть снята, линия на Егорьевск разобрана.
10 апреля 1994 года поступил приказ о прекращении движения на всей сети узкоколейных железных дорог, было объявлено о закрытии железной дороги по причине перевода Шатурской ГРЭС на газовое топливо.
Лето 1995 года стало последним для маршрута Туголесье (Шаврино на узкоколейной дороге) — Шатура. Наш маршрут на видео как раз пролегал по этому участку разобраного полотна узкоколейной железной дороги.
в 1997 году перевод Шатурской ГРЭС на газовое топливо признали ошибочным, и сеть железных дорог снова восстановили быстрыми темпами (за исключением некоторых участков, в числе которых Шаврино-Шатура).
До 2008 года узкоколейная железная дорога функционировала, и мы застали её рабочую часть и депо. В 2008 году развалили компанию Шатуртофр, железную дорогу растащили и сдали в чермет.
2008 год можно считать последней датой в истории существования Шатурско-Ореховской узкоколейной железной дороги.
Свой маршрут мы начали как раз от станции Туголесье, названной в честь посёлка Туголесский бор, основанного в 1935 году. Рядом так же существует село Туголес, имеющее более древнюю историю. Первое упоминание относится к 1705 году. Население села незначительно (несколько семей), в 1926 году по численности жителей достигшее 151 человека (сейчас всего 10), в некоторых источниках упоминается как «Пятница»
В этом же районе до 1945 года существовало село Вышелес, которое было более древним, первое упоминание датировалось 1504 годом.
Топонимика как всегда хромает. Туголес находится в лесу, как и Вышелес (в дремучем лесу на возвышенности), однако нас почти что умышлено отводят в сторону, сообщая о том, что Туголес звучал как «Туголиц», от слова «туга» — скорбь, как же звучал тогда «Вышелес»?
Буквально в полутора километрах севернее от станции Туголесье, пройдя через посёлок, мы вышли на просеку, которая раньше являлась линией узкоколейки. Где-то в этом месте как раз и располагалась станция Шаврино. Дальше мы двинулись по направлению посёлка Керва. Линии дорог постепенно расходились под незначительным углом.
В одном месте мы переходили торфяную речку, цвет которой был определённо кровавым. Вот тут мне как раз и подумалось, что это самый лучший вариант сочинить какую-нибудь легенду о том, что кто-то из-за кого-то страдал, а тот в отместку получил своё, и из его сердца течёт кровь в виде реки, или что-то в этом духе, главное побольше воображения, и можно написать целую сказку.
Дальше мы вышли на реку Полю, где увидели огромный железный мост, по нему мы перебрались на другую сторону. Потом дорога шла уже по бывшим торфяникам. Мы шли по насыпи, по возвышенности, вокруг нас кругом низина и одни болота, даже жутковато было порой. Прошли мимо шатурских озёр, которые так же запечатлены на видео.
В конце нашего путешествия мы вышли в посёлок Керва, где и застали тогда ещё действующий участок узкоколейной железной дороги. Теперь, зная что её разобрали, отложил это приятное воспоминание в своей памяти, будет чем поделиться со следующим поколением. Жаль, оно, правда, больше никогда не увидит узкоколейных железных дорог. Зато это осталось на видео, которое я вчера раскопал в своём видеоархиве.
Ну, и сама памятная кинолента (в некоторых местах, правда, кассета DV начала пикселить от времени, и была кусками восстановлена с аналоговой видеокассеты, поэтому качество видео зримо разнится на всё протяжении):
1 комментарий