Поездка на озеро Сенеж

Пишет Денис:

«12 утра(дня). Звонит Зорик:

-Поехали прокатимся?
-А куда
-На щелчок куда-нить
-погнали!
Час дня, уже едем по щелчку и так до бетонки.
Коллективно решили ехать в Сергиев посад, а в итоге прокатились по бетонке до Сенежа.»

Ну, как-то так и началась наша поездка в субботу. Месяц ненастья, сопровождающийся околонулевой снежно-дождливой погодой наконец сменился сухим, ясным и морозным днём. Поездка не была спонтанной, и планировалась за несколько дней до субботы, однако маршрут и участники в самый последний момент поменялись. Изначально планировали ехать бОльшей компанией в Коломну, однако у кого-то возникли дела, кто-то проспал или ещё что-то, по этим причинам выезд был не ранним. Именно так и получилось, что все, кроме моего отца не изъявили желания поехать. Все знакомые путешественники тоже решили не просиживать такой замечательный день дома, кому не звонили — никто не отвечал. Но вот до Дениса я дозвонился, и он сразу же согласился ехать. До Коломны ехать было относительно долго по времени, так что приехали бы мы туда уже в сумерках, да и мы все трое неоднократно там уже были. Решили поехать в Сергиев посад. Думали, по какому шоссе лучше выехать из Москвы. Сразу на МКАДе, не увидев пробки в сторону области на Щёлковском шоссе, решили по нему поехать, и не прогадали!

Уже скоро мы были возле малого бетонного кольца. Решили повернуть на Софрино, т. к. по большой бетонке в последнее время тоже часто ездили, а вот по малому кольцу в этом направлении я не ездил с момента появления у меня велосипеда с мотором. После того, как по пути попался указатель на Солнечногорск, до которого оставалось около 100 километров (точно не помню сколько, вроде 96), решили поехать туда, на озеро Сенеж.

Традиционно для наших указателей, после 20 километров пути, на следующем указателе расстояние не сильно изменилось, оставалось порядка 88 километровУлыбаюсь

Ехали целенаправленно до Ленинградского шоссе, пока буквально за 50 метров до перекрёстка с Рогачёвским шоссе я не вспомнил, что на Сенеж на мопедах мы добирались как-то через него. Минут пятнадцать Денис вглядывался в карту и искал дорогу до Солнечногорска, и твердил всё мне «такой дороги нет, навигатор просит развернуться назад». Но я помню, что как-то мы туда проехали, причём напрямик, а не где-то далеко в объезд по кругу. Да и места были знакомыми, то магазинчик на повороте, где мы покупали воду, то названия населённых пунктов. И тут Денис наконец-то увидел просёлочную дорогу, которая как раз выходила к озеру. Дорога эта больше похожа на ту, которая проходит по садовым участкам: частично бетонка, частично грунт и щебёнка, множество ухабов и глубоченных ям. Самое главное что она полноценно проезжая, и в мороз все грязевые лужи промёрзли основательно, так что проезд не оказался затруднительным, только руль крути почаще, как на автодроме, чтобы пассажиры до потолка не подпрыгивали. Улыбаюсь

 

Больше всего в отдалённой от трасс глуши порадовал указатель, наверное установленный ещё в советские времена. До Солнечногорска 22 километра.

Уже в сумерках подъехали и к самому озеру.

Озеро фактически является водохранилищем, образованным в ходе строительства Екатерининского канала между реками Сестра и Истра, начатого в 1826 году. Целью строительства канала была доставка камня с Волги. Работы продолжались около 25 лет, в ходе них были построены три каменных шлюза, канал длиной 8,5 км и плотина. Реки Сестра и Истра были спрямлены. На Истре было построено 13, а на Сестре 20 деревянных и каменных шлюзов таких же размеров, как на Тихвинской водной системе.

Впоследствии, не выдержав конкуренции с открытой в 1861 году Николаевской железной дорогой, канал был заброшен. После закрытия судоходства на канале, дерево и камень, из которых были построены шлюзы, распродавались по низкой цене. Местный купец Самохвалов построил из них лучшее в Солнечной Горе здание, то самое, где сейчас размещается комитет по образованию. Сейчас Екатерининский канал представляет из себя заросший, заболоченный ручей, о котором мало знают даже местные жители.

Озеро ледникового происхождения, давшее название водоёму, теперь является одним из заливов в южной части водохранилища, именуемой Старым Сенежем. По другой же версии, озеро получило свое название по имени любимого коня Екатерины II — Сенешаля.

В конце 19 века барон Кноп устроил на дамбе озера первую в Подмосковье гидроэлектростанцию. В 1950 году для прохождения танков к воинской части дамба была засыпана и расширена, гидротехнические сооружения забетонированы. Вследствие того, что пропал донный сток из озера (вода могла переливаться только через дамбу), ухудшился водообмен в озере, и оно стало зарастать и заиливаться.

В 2004 году для проработки типовых проектов малой энергетики на плотине водохранилища почти восстановлена гидроэнергетическая установка барона Кнопа, сооружена неработающая ветровая миниГЭС, состоящая из двух гидроагрегатов, и одного ветрогенератора.

На берегу озера решили остановится на привал. Пикник состоялся в машине, с видом на Солнечногорск.

На обратном пути мы с Денисом поменялись местами, теперь он сидел за рулём. Я предложил возвращаться по Пятницкому шоссе, и он согласился. По Солнечногорску не петляли, пересекли Ленинградское шосе по прямой, и мы уже на Пятницком шоссе!

Мне всё было интересно происхождение названия Солнечногорск. Звучит слишком современно, какова его история?

До города раньше здесь было село, основанное в начале 18 века под названием Гомзино, с конца 18 века — деревня Солнышная. Позднее в этой местности появился посёлок Подсолнечный, основанный в 1851 году при строительстве железной дороги Санкт-Петербург — Москва. В начале 1860-х годов, после отмены крепостного права, в Солнечной Горе и окрестных сёлах появились первые промышленные предприятия. В 1864 году в Солнечной Горе начала работу фабрика по производству ткацко-шерстяных изделий, с 1882 года она принадлежала московским фабрикантам Прохоровым. В начале 20 века помимо фабрики Прохорова в селе имелись также мастерская по изготовлению металлических сит и небольшой стекольный завод.

В 1928 году образован рабочий посёлок Солнечногорский.

13 ноября 1931 года в его состав были включены населённые пункты Солнечная Гора, Бутырки, Починки, станция Подсолнечная.

26 декабря 1938 года посёлок получил статус города и современное название.

Во время Великой Отечественной войны в середине ноября 1941 года Солнечногорск был занят частями германской армии. В районе города в декабре 1941 года в ходе московской битвы происходили ожесточённые бои.

В 1962 году в городскую черту Солнечногорска вошли селения Спас-Слободка, Бутырки, посёлки Солнечногорской МТС, селения Рекинцево и посёлок Никольского отделения ЦМИС, посёлок Николаевка.

В 1970 году началось строительство микрорайона Рекинцо на юго-востоке города.

По Пятницкому шоссе возвращались уже по темноте. Пятницкое шоссе чем-то похоже на Щёлковское, на всём протяжении одно-двухполосная дорога, да и видами чем-то схожи. Пожалуй, таких малозначимых шоссе, отходящих от Москвы всего два, остальные более скоростные и загруженные. Шоссе получило название по направлению к селу Пятница на Истринском водохранилище. В древности оно носило название Большая Волоцкая дорога и, проходя через водораздел рек Барышиха и Всходня (Сходня), вело в Волоколамский. С основанием в 1656 году Воскресенского Новоиерусалимского монастыря путь в Волоколамск переместился на юг, и старая дорога утратила прежнее значение, окончательно придя в упадок после сооружения в 1935 году Истринского водохранилища.

В черту Москвы вошло в 1986 году, как основная улица деревни Митино. В начале 90-х годов на территории деревни было развёрнуто массовое жилищное строительство, а в 500-х метрах восточнее Пятницкого шоссе параллельно была проложена новая магистраль, получившая неофициальное название Новопятницкое шоссе.

21 февраля 1995 года Пятницкому шоссе было присвоено новое название — Митинская улица, а Новопятницкому шоссе присвоено название Пятницкое шоссе.

 Трасса старого Пятницкого шоссе приблизительно совпадает с трассой нынешней Митинской улицы до дома № 41, затем нынешняя улица отклоняется, а шоссе продолжалось на месте нынешних дворов домов 4-го микрорайона Митина.

Ещё примечательно, что эти два шоссе объединены одной линией метро (Арбатско-Покровской), выходы конечных станций которой выходят как раз на Щёлковское и Пятницкое шоссе.

Так же поездка снималась на видео, так что в скором времени будет и видеоотчёт.

Вот маршрут нашей поездки:

1 комментарий

avatar

 

Тоже родные места. В Покровке был дачный участок. А в Огниково дочка тренировалась в спортлагере. Меня там ГБДДшники обули на три штуки, за пересечение сплошной. Они в полпятого утра пустили грузовик, который еле полз, а когда я его обогнал, сразу включили мигалку и содрали три штуки. Позор ГИБДДЕШНИКАМ!

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.