Камера 4x5. Переход на большой формат.
 Как я уже ранее писал в этой статье, удовлетворившись съёмкой на мыльницу, рано или поздно переходишь на полнокадровый фотоаппарат, а потом, когда освоишь и его, хочется чего-то большего. И тут лукавые менеджеры из Fujifilm заманивают к себе всей этой линейкой GFX, с этой незатейливой формулировкой что средний формат прямо-таки расширит границы творчества. А по факту, изучив тему, понимаешь, что преимуществ особых с ним не получишь, а вот расходы возрастут значительно. Принципиальной разницы между фотографиями GFX и современным полнокадровым фотоаппаратом не увидишь, зато с неудобной эргономикой управления столкнуться придётся. Поэтому, уже подкопив достаточную сумму для покупки GFX100S в последний момент я отказался от этой затеи. Понял, что это мне ничего не даст. Не даст каких-то новых ощущений, и с ним я не открою для себя ничего нового.
Как я уже ранее писал в этой статье, удовлетворившись съёмкой на мыльницу, рано или поздно переходишь на полнокадровый фотоаппарат, а потом, когда освоишь и его, хочется чего-то большего. И тут лукавые менеджеры из Fujifilm заманивают к себе всей этой линейкой GFX, с этой незатейливой формулировкой что средний формат прямо-таки расширит границы творчества. А по факту, изучив тему, понимаешь, что преимуществ особых с ним не получишь, а вот расходы возрастут значительно. Принципиальной разницы между фотографиями GFX и современным полнокадровым фотоаппаратом не увидишь, зато с неудобной эргономикой управления столкнуться придётся. Поэтому, уже подкопив достаточную сумму для покупки GFX100S в последний момент я отказался от этой затеи. Понял, что это мне ничего не даст. Не даст каких-то новых ощущений, и с ним я не открою для себя ничего нового.
Возможно эта статья с моими размышлениями будет полезна для того, кто вдруг в своём творчестве пошёл по моему пути и задумался над тем, куда двигаться дальше.
Это фототоксикоз. Кажется, что уже начнимал всего, чего только можно, что ещё снимать и зачем? В тоже время уже выработалась привычка фиксировать события, от которой невозможно избавиться.
И тут важно задуматься над формулировкой «хочется чего-то большего». Разве это самое «большее» ограничивается размером кадра? Как минимум у меня — нет. Словно находишь причину для того, чтобы поснимать, то что уже снимал, но только как-то иначе. Переделка объективов, спидбустеры. Всё это вроде интересно, но быстро надоедает, потому что всё приходит к тому, с чего начал. Одна лишь необычная картинка не приносит какой-то воодушевляющей радости. Хочется ещё больше возни, ещё больше трудов. Не хочется просто щёлкать, хочется «добывать» красивые изображения сложным путём.
Надо сказать, что большой формат у меня всегда отбивал желание с ним связываться отсутствием портативности. Да, многие раскладные камеры хоть и называют «полевыми», потому что путём нехитрых манипуляций они складываются в небольшие чемоданчики, а раскладываются в такие большие ящички с гармошкой, но всё же носить с собой этот ящичек ради 1-2 снимков, или доказывать при проходе в метро, что ты фотограф, а не диссидент — ну такое себе.
Лишь только в этом году моё внимание привлекли некоторые камеры, которые и сподвигли меня на изобретение собственного портативного фотоаппарата большого формата 4x5 дюймов. Во-первых, TTArtisan выпустили небольшую раскладную камеру 203T, которая снимает на карточки моментальной печати Instax Mini.
Я заинтересовался, а почему они не сделали камеру для карточек Instax wide, который имеет бо́льший размер. Потом посмотрел, что Fujifilm сделали для этих карточек. А сделали они какую-то мыльницу с объективом со светосилой f14, на который вряд ли можно снять что-то толковое. Вообще что-то снять. Даже подумал о том, как бы в эту камеру встроить нормальный объектив. Но, разумеется, встраивать что-то в коробку из тонкого пластика затея изначально дурацкая.
Более интересным для меня показался Lomography Lomo Instant Wide, который имеет более удобную эргономику, как-никак объектив f8, ну и вообще приятный дизайн. Он так же снимает на карточки Instant Wide.
Но, в целом всё закончилось знакомством с характеристиками устройств и мыслью «ну, ясно». Пока на авито случайно не попалась странная штуковина пирамидального типа, где на вершине этой пирамиды устанавливался объектив, а на основание задник с плёнкой. И эта камера была формата 4x5, с креплением задника (планшета с плёночными негативами, или рулонной плёнкой) типа graflok. У меня не осталось фотографии конкретно той штуковины, но вид у неё был такой:
Да, дизайн не самая сильная сторона этого устройства, но меня больше впечатлил факт портативности. В первую очередь, задался вопросом, каким образом здесь происходит фокусировка, ведь на камерах большого формата она происходит посредством сжатия и расжатия мехов (той самой гармошки), когда ппанель с объективом двигается от или к фотоаппарату, тем самым фокусируясь на объекте съёмки. А тут, как оказывается, всё как в обычных фотоаппаратах -фокусировка просходит в объективе, методом вращения фокусировочного кольца геликоида. Здесь же располагается и затвор.
До этого я знал, что такие объективы существуют для среднего формата, но вот не знал, что есть и для формата 4x5 дюйма. Мы с продавцом так и не поняли, какой фирмы было это оборудование, т.к. даже не распознали огромного байонета на корпусе этой «камеры», в который через переходник был вкручен объектив Mamiya Press от одноимённой камеры формата 6x9 см.
Я сразу задался вопросом, каким образом объектив, рассчитанный под кадр 6x9, покрывает кадр 10,2x12,7 (он же 4x5"). Оказалось, что были ещё камеры 6x12, два объектива из линейки которых покрывали этот формат: 75 и 127 мм. Сначала думал купить такой «бокс», но, позже решил напечатать аналогичный из пластика, потому что этот был из литого алюминия и весил под 2 кг, к тому же ограниченность двумя объективами меня смущала.
А потом началось обширное изучение темы большого формата. Какие объктивы, какой круг изображения дают, какой кадр покрывают. Остановился я на объективе Pentax 165 мм f2.8 от камеры формата 6x7 см, который с лёгкостью покрывает кадр 4x5, имеет хорошую светосилу и приятную картинку.
Светосильный объектив я выбирал не из-за в хлам размытой бокешки, не из-за малой глубины резкости, на которой вообще сложно сфокусироваться на что-либо, а из-за яркости проецируемого изображения, которое на фокусировочном экране будет в 4 раза ярче стандартного объектива для большого формата со светосилой f5,6. Ну, и как я уже писал в теме про затвор, что портативность камеры со светосилой от f5.6 сильно снижается из-за длинных выдержек, которые будут постоянным попутчиком при съёмках в отсутствии солнца. Практические тесты показали, что в пасмурный день все фотографии были сделаны на выдержках 1/60-1/80 при диафрагме f2.8, что при диафрагме f5.6 дало бы длину выдержки 1/15, снимать на которой с рук без характерного смаза невозможно.
Пару слов о фокусировочном экране. На камерах большого формата, до того как сделать фотографию на фотоматериал (плёнка, бумага и т.д), вместо задника с плёнкой ставится матовое стекло, по которому происходит фокусировка на объекте. Изображение с объектива проецируется перевёрнутым.
После фокусировки уже устанавливается адаптер с фотоматериалом.
В общем, перед тем, как сделать снимок, следует порядком поработать руками и немного головой, чтобы в первое время не запутаться в действиях. Конечно, есть вариант того самого «портативного» использования — съёмки в солнечный день с рук на закрытых диафрагмах на бесконечности. Про бесконечность тоже есть некоторый пунктик (не выворачивать фокусировочное кольцо на максимум, а бесконечностью сделать дальнюю плоскость линии ГРИП), т.е с фокусировкой чуть ближе, чем бесконечность (тогда не будет лёгкого ощущения «дальнозоркости»). Это один из немногих сценариев портативной репортажной съёмки на большой формат.
В любом случае, в этом всём я увидел некоторое развитие для себя. Во-первых, широкий простор для технического творчества (как раз то что мне по духу), во-вторых, это уникальность момента и ценность кадра. С такой камерой в руках пропадёт желание фотографирования всего подряд, а больше будет сосредоточенность действительно на чем-то ценном и интересном.
Разумеется, от полнокадровой камеры избавляться я не стал, оставил её для портретной практики, а так же для отработки правильных выдержек и диафграгм на плёночной камере на первое время. А вот от парка оптики я избавился. Наигрался...







0 комментариев