Зарайск
Погода этим летом больше напоминает сюжет рассказа Рея Бредбери, где всё время шёл дождь, так что стараемся не упустить одиночные солненчые деньки, и отдухнуть по максимуму. Так было и в это воскресенье. Узнав, что погода предстоит солнечной и жаркой, мы с друзьями решили поехать в Зарайск.
Давно мы не собирались такой большой компанией в поездки по городам. Я ещё и другим знакомым предлагал поехать на своих машинах, но согласился лишь Андрей. Он поехал с семьёй на своей машине от Коломны, а мы поехали из Москвы, встречаясь по пути со всеми остальными участниками этой поездки. В итоге, пока мы доехали до Зарайска, Андрей уже собирался ехать обратно Но ничего, главное что увиделись.
В последнее время мы совсем не рано выезжаем, не то что в былые времена в 5 или 6 утра. Наметили выезд на 10, в результате выехали почти в 11. Зато все выспались. Да, в общем-то ничего страшного для этой поры нет, день сейчас длинный, да и ночь светлая. Да-да, до нас всё-таки доходит частичка белых ночей, и небо на протяжении всей ночи светлое.
С учётом всех остановок, фотографирований, посиделок в кафе, к 14 часам мы, наконец-то, добрались до Луховиц. Мы даже Коломну по объездной проехали, чтобы время не терять.
В Луховицах остановились на центральной площади, где сделали несколько памятных фотографий возле памятника «огурцу-кормильцу», ну и не обошлось без посиделок в кафе.
Город Луховицы основан в 1863 году как пассажирская станция на участке железной дороги Коломна — Рязань. Расположен на северных отрогах Среднерусской возвышенности, на реках Чёрной и Вобле, в 135 км к юго-востоку от Москвы, 22 км к юго-востоку от Коломны и в 54 км от Рязани.
Первая версия происхождения названия связана с расположением в глуши, глухом месте (Глуховичи), ведь тогда территория ещё была покрыта лесами. Вторая версия — расположение в излучине р. Вобли (славянское «лука» — большая длинная излучины реки); отсюда — Лукавицы, в дальнейшем — Луховицы. Позже суффикс -ичи под влиянием диалектного цоканья превратился в -ицы и со второй половины 1920-х годов в употреблении закрепилось название Луховицы.
Однако, на тему этимологии у меня как всегда есть своё мнение. Мне всегда кажется, что те, кто занимается топонимикой специально норовят всех зупутать каким-то чересчур сложным и витиеватым происхождением названий. Так вот среди финно-угорских племён есть такое слово как «лух» — пойма, заливные луга. Даже в современном эрзянском есть слово «лушма» — ложбина, низина, да и сам корень «лух-луш» встречается достаточно часто. А с учётом того, что финно-угорским народностям в этом регионе самое место, да и названия населённых пунктов по большей степени происходят от их местоположения, я считаю, что название города связано именно с низиной и поймой, тем более, что 150 лет назад местный диалект на базе финно-угорских языков, не смотря на влияние славянского имел место быть. В подтверждении своей гипотезы предлагаю обратить внимание на посёлок, располагающийся чуть севернее Луховиц, который называется «Красная пойма».
В 1929 году Луховицкие земли включены в состав вновь созданной Московской промышленной области. В 1931 году — слияние Белоомутского и Луховицкого районов в один с центром в Луховицах, создание современного Луховицкого района Московской области.
Интенсивное промышленное развитие Луховиц относится к послевоенному времени. В 1949 году здесь было начато строительство лётно-испытательной базы Московского авиационного завода, впоследствии — Луховицкого машиностроительного завода, ставшего основным градообразующим предприятием. Местоположение завода было подобрано тщательно: во-первых, в самом начале Великой Отечественной войны около деревни Третьяково был построен полевой аэродром, где базировались самолёты, защищавшие столицу на южном и юго-восточном направлениях; во-вторых, аэродром располагался очень удачно — рядом с транспортными магистралями и, в то же время, не на виду. Также имелись свободные территории для развития предприятия.
В 1957 году рабочему посёлку Луховицы присвоен статус города. В черту города вошли близлежащие поселения: сёла Луховицы, Злобино, Су́шково, деревня Куна́ково.
По дороге на Зарайск мы сделали ещё несколько остановок в городе, сфотографировались возле памятника почтальону Печкину и на фоне МИГа-23, который, как выяснилось, ранее имел красивый пьедестал, а нынче куда-то убрали.
Как было ранее:
Ещё у памятника Пушкину в сквере:
Ещё мне понравилось оформление плакатов в городе, которые сделаны по старинке, красками, в ручную. Видимо ещё остались мастера своего дела!
Ну, и наконец-то мы доехали до Зарайска. Ещё тут 20 разных фото
Зарайск — тихий уютный городок, с малолюдными улочками, без современных построек, жвописно расположенный на крутых берегах Осетра.
Официальная история Зарайска начинается с 1146 года, с первого упоминания в летописи места на реке Осётр. Однако, археологические раскопки, проводившиеся возле территории кремля, находили древние стоянки людей каменного века.
В 1237 году город был разрушен монголами хана Батыя. После нашествия восстановлен, через некоторое время оказался в составе Московского княжества. До 17 века Зарайск был крепостью на границе Москвы с Великой Степью — Большой Засечной Черте. Для обороны от татар в 16 веке был выстроен каменный кремль — и не зря, несколько раз Зарайск отражал набеги татар, последний в 1570 году. В Смутное время город поддержал восстание Болотникова, в результате чего был разрушен. Позже, в 1610 году воеводой Зарайска был назначен князь Дмитрий Пожарский, который смог отразить наступавшие войска Лжедмитрия. Со Смутным временем войны уходят из Зарайска.
В начале 17 века развивается промышленность, Зарайск становится крупным торговым центром. Но он теряет свое значение во второй половине 19 века — и главный тракт, и железная дорога из Москвы в Рязань прошли в стороне от города. Постоялые дворы, гостиницы, ремёсла, связанные с обслуживанием старой дороги, стали невыгодными. многие жители покинули Зарайск. Лишь три ежегодные ярмарки продолжали привлекать к Зарайску торговый люд.
Несмотря на расширение городской застройки, Зарайск продолжал оставаться небольшим уездным городком. Из 900 домов лишь 76 были каменными и чуть более сотни «смешанными», то есть первый этаж каменный, второй деревянный. Ни водопровода, ни телефона, ни телеграфа в начале 20 века в Зарайске не было.
Главная достопримечательность города — хорошо сохранившийся кремль 16 века. Сохранились две уникальные ромбовидные площади. На улицах можно увидеть купеческие особняки постройки 18-19 веков.
Касательно происхождения названия города: существует огромное количество толкований. У меня же, в свою очередь, нет какого-либо конкретного мнения на этот счёт. С одной стороны «зарясск» (дословно «Заболотье») вполне уместно для этой местности, с другой стороны не знаю, может ли приставка «за» существовать в фино-угорском языке.
На берегу Осетра расположена плотина.
После посещения Кремля и плотины, мы отправились вдоль берега Осетра, сначала посмотреть «Белый колодец» (по сути отгороженный христианскими паломниками ключ, бьющий из под земли, с религиозными постройками), а потом для поиска местечка для удобного входа в воду, чтобы искупаться.
Обратно поехали через Озёры.
Пантонный мост через Оку в сторону Озёр.
Вид на Оку.
Центральная площадь города Озёры.
Около 2 ночи мы наконец-то добрались до дома
6 комментариев
Создатель — это звучит! Типа, БОХ.
А фотки я, получается, грузил в альбом Ивана «Зарайск». Ты ж сам сказал, чтоб всё было в одной куче.