Заегорьевская Мещёра

И снова очередной прошедший выходной не обошёлся без поездки в область. На этот раз желающих провести день на природе оказалось больше. В шестером мы поехали по Егорьевскому шоссе в область. Путь наш пролегал через Люберцы, где к нам присоединился Иван, и через Жуковский, где я встретился с Дмитриеми передал ему пустые газовые баллоны для его фотоателье, которые должны стать муляжами авиабомб в тематических фотосессиях, о переделке которых он нам непременно поведает в своём рассказеУлыбаюсь 

После Жуковского взяли курс на Егорьевское шоссе, по которому мы и помчали далеко за Егорьевск. Денис  сел за руль, и так и возил нас до конца поездкиУлыбаюсь

 

С шоссе съехали только в Починках, и взяли курс на Рязановку.

Егорьевское шоссе само по себе очень живописно, здесь нет больших скоплений населённых пунктов, дач и садовых участков, в основном небольшие деревушки, а после съезда в сторону Рязановки и вовсе заброшенные. Задумывались над тем, почему эти места не особо пользуются спросом у дачников, почему тут нет коттеджей, замков и вилл. Скорее всего причиной этому являются торфянники, пожар на которых не каждый в состоянии выдержать. Вот уже и Рязановка! Мы с Ваней запамятовали, какая из железных дорог действующая: на Рязановский или на Радовицкий, поэтому решили съехать с шоссе и посмотреть на станцию Рязановка. Рязановка станция действующая, до неё даже ходят пассажирские поезда 3 раза в день от станции Кривандино. На станции нас встретили крикливая кошка и недовольная нашей фотоссесией станционная смотрительница, которая бы в небольшой недоуменни от такого проявленного интереса со стороны толпы экскурсантов, коорые не нашли ничего лучше как заехать на машине в глушь, бегать вокруг и всё фотографировать.Между прочим место это имеет свой след в истории.  

Протяжённость железнодорожной линии Кривандино — Рязановка составляет 53 километра. Решение о строительстве железнодорожной линии было принято в 1943 году. Железная дорога была построена в кратчайшие сроки — за несколько месяцев. При строительстве использовался труд военнопленных, вблизи железнодорожной линии находятся их кладбища. О том, насколько важной была эта стройка, говорит следующий факт: для скорейшего осуществления строительства линии Кривандино — Рязановка было решено разобрать железнодорожную линию Вербилки — Большая Волга. С линии Вербилки — Большая Волга предусматривалось взять 40 километров рельсов для линии Кривандино — Радовицы, ещё 10 километров — с лесовозных железных дорог широкой колеи. После войны линия Вербилки — Большая Волга была восстановлена.На участке Кривандино — Сазоново железнодорожная линия была сдана в постоянную эксплуатацию в 1944 году. Дата ввода в постоянную эксплуатацию участка Сазоново — Рязановка с точностью не установлена (от 1948 года до 1951 года).
В первые несколько лет работы железнодорожной линии Кривандино — Рязановка её протяжённость была примерно на 5 км больше — действовал участок от нынешней станции Рязановка до села Радовицы. На южной окраине Радовиц по первоначальному проекту предполагалось строительство центрального посёлка крупного торфопредприятия. Строительство посёлка началось, однако затем было принято решение о его переносе на 5 километров севернее. На этом месте был построен центральный посёлок, известный ныне под названием Рязановка (официальное название — Рязановский).

Старый посёлок вблизи Радовиц получил официальное название «Первый посёлок Рязановка». Сейчас он полностью заброшен — от большого когда-то посёлка осталось несколько домов.

Станция вблизи села Радовицы, скорее всего, носила название Рязановка — как и ныне существующая станция. Не позднее 1952 года было принято решение о переносе станции Рязановка на 5 километров севернее. Участок от «старой» станции Рязановка (у села Радовицы) до «новой» станции (на нынешнем месте) после этого был разобран. Вплоть до 2009 года на участке Рязановка — Радовицы действовала линия узкоколейной железной дороги Радовицкого транспортного управления, пролегавшая западнее существовавшей когда-то широколейной линии.

В 1950-х либо 1960-х годах был построен ведомственный подъездной путь широкой колеи Сазоново — Радовицкий Мох. В 1976 году была открыта линия общего пользования Сазоново — Пилево, частично проложенная на месте подъездного пути Сазоново — Радовицкий Мох.

Основным грузом на железнодорожной линии Кривандино — Рязановка с момента её открытия и до 2009 года был торф, а основным потребителем торфа являлась Шатурская ГРЭС. Подъездной путь широкой колеи на Шатурскую ГРЭС начинается на станции Кривандино, отходит от магистральной линии Куровская — Нечаевская с южной стороны, как и линия на Рязановку — но ведёт не на восток, а на запад. Подъездной путь пролегает параллельно перегону Кривандино — Шатура магистральной железнодорожной линии, в 4 километрах от станции Кривандино пересекает магистральную линию по путепроводу, ещё через 3 километра отклоняется от магистральной линии на северо-запад — на территорию ГРЭС. Это позволяло исключить на всём пути следования «торфяных» составов от станций Рязановка и Пилево до Шатурской ГРЭС необходимость выхода на пути загруженной магистральной линии. С начала 1990-х годов пассажиропоток на линии Кривандино — Рязановка резко возрос благодаря тому, что в окрестностях станции Рязановка появился гигантский массив садово-огородных участков. Специально для дачников в 1991 либо 1992 году был назначен пригородный поезд сообщением Москва — Рязановка. Поезд состоял из 5-7 плацкартных пассажирских вагонов, билеты продавались по обычному пригородному тарифу. Поезд был в ходу в дачный сезон, отправлялся из Москвы на Рязановку утром по субботам, из Рязановки на Москву — вечером по воскресеньям. Протяжённость маршрута Москва — Рязановка составляла 189 километров, время в пути от Москвы до Рязановки, согласно графику движения поездов 1994-1995 годов — 4 часа 9 минут. На участке Москва — Кривандино предусматривались 3 остановки: Электрозаводская, Выхино, Люберцы. Последний год курсирования прямого поезда Москва — Рязановка — по разным данным, 2001 или 2002. Никаких шансов на восстановление маршрута Москва — Рязановка нет. В отличие от 1990-х годов, практически все владельцы дачных участков пользуются личными автомобилями. Объём «дачных» пассажирских перевозок пригородными поездами в Московском регионе с 1995 года по 2009 год сократился во много раз. Само по себе «дачное увлечение» также потеряло былую популярность. В 2008 году с связи с отказом Шатурской ГРЭС (основного потребителя торфа) от использования торфяного топлива перевозка торфа прекратилась. По состоянию на лето 2009 года, на линии оставалась только одна действующая станция — Рязановка. Станции Бармино и Сазоново были законсервированы. До станции Рязановка сохранялось минимальное грузовое движение. Производился завоз угля для котельной, завоз отдельных видов груза на Рязановский хладокомбинат. Существующий минимальный объём грузового движения недостаточен для того, чтобы окупить существенную часть расходов на содержание 53-километровой линии. Власти Московской области не предприняли никаких действий по поддержке ОАО «Шатурторф». Следствием этого стало полное уничтожение торфяной промышленности региона, из-за чего в 2008 году лишились работы жители четырёх посёлков: Рязановка, Радовицкий Мох, Керва и Бакшеево, были разграблены и уничтожены многочисленные объекты «торфяной» инфраструктуры, создававшиеся в течение десятилетий, в их числе — две крупные сети узкоколейных железных дорог. 

Железнодорожная линия Кривандино — Рязановка замечательна своим природным месторасположением: на значительном протяжении она пролегает среди сосновых лесов Мещерской низменности. Линия исключительно живописна и близка к природе, имеет свою неповторимую атмосферу и душевность. Пассажирский поезд, который многие здесь называют «кукушкой», тоже придаёт линии своё очарование.

Ну а мы отправились дальше. После Рязановки и до самой Оки дорога идёт по Мещерской глуши. Ни встречных машин, ни населённых пунктов, словно мы едем не в Московской области, а где-то в Сибирской глуши.

В скором времени начались постапокалиптические пейзажи, словно зона отчуждения: горелый лес, бескрайние просторы, и заброшенный посёлок Моховое, люди из которого были эвакуированы в 2010 году во время лесного пожара.

Кадры любительского видео пожара 2010 года, случившегося в этом селе:

Доехали до Оки и хотели сделать привал, но пронизывающий ветер с реки пробирал до костей, так что решили остановиться в более тихом местечке.

Тут уже и до Коломны недалеко. По Коломне ехали уже в темноте. Всё-таки недостатки поездок в самые короткие дни года дают о себе знать. Обратный путь наш пролегал по темноте лесной глуши. Сначала хотели поехать от Коломны до воскресенка и дальше в Москву через Егорьевск, однако сбились с намеченного маршрута в темноте, и поехали через Орехово-Зуево, Ногинск, и дальше по Щёлковскому шоссе вернулись домой.

1 комментарий

avatar
Егорьевское шоссе — родные места…
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.