51rus
Это история десятилетней давности, написана она по давно остывшим следам и поэтому имеет вид скорее сухого отчета, чем эмоциональной повести. Посвещается раскрутке данного сайта.
Летние каникулы пятого года. Время путешествовать и покорять русский север. Было принято решение посетить заполярный Мурманск. Эту добрую инициативу поддержал Леха П, который тоже хотел увидеть Мурманск, а также фьорды, шхеры и вообще все новое. Мы решили проехать дорогу до Мурманска с помощью автостопа, денег на поезд все равно не было, насколько я помню. Надо сказать, что автостопом без попутчика ехать удобно, потому что скорость передвижения повышается и не нужно согласовывать решения, но хорошо когда есть попутчик, потому что ехать веселее и можно что-то решить вместе. Я был рад что еду не один и что со мной едет именно Леха.
Итак, утром мы сели в электричку, доехали до платформы Планерная и начали голосовать на Ленинградке, за поворотом на Шереметьевское шоссе. Впоследствии на карельский и мурманский север я ездил через Ярославль-Вологду-Пудож. Но тогда эту дорогу еще не сделали, между Вытегрой и Пудожем — на границе Карелии и Вологодской области — был просто лес, и все ездили в Мурманск по Ленинградскому шоссе.
В первый день мы доехали до поворота на Кириши и Волхов, в Ленинградской области, и заночевали в зарослях у обочины. Наутро первым делом нас подобрала газелька, водителю которой нужно было доставить посылки по адресам в Киришах и в Волхове и мы стали помогать ему перетаскивать эти посылки по квартирам. Из Волхова он отправился в Питер, а нас в сторону Карелии подвезли студенты, которые сами путешествуют автостопом, а сейчас они ехали на своей машине ни то отдыхать, ни то на практику от ВУЗа. По дороге они встретили еще одного своего голосующего знакомого, а с ними в тачке ехал парень, который однажды стопил из Москвы в Питер и его подобрал пилот самолета, который в итоге вписал его в этот самолет и он в Питер прилетел на нем. Какая-то такая история, причем я читал обсуждение этой истории этого человека на форумах в интернете до того как он поведал ее лично.
За второй день мы доехали до Петрозаводска и заночевали в лесу у объездной, за постом ГАИ. Утром на трассе встретили чувака, который ехал откуда-то из далекой Сибири. Долго не могли поймать машину, шли вниз по трассе. Потом поехали не по той дороге, которая основная. От Петрозаводска можно ехать на Мурманск через Кондопогу, а можно в объезд, по объезду вроде и идет весь транзитный поток. Мы же поехали через Кондопогу. Ехали и дальше на локальных машинах. И на следующий день также.
В общем медленным было наше передвижение. Но с другой стороны мы просто наслаждались дорогой и ароматом свободы и пейзажи вокруг были красивые и все было хорошо. К вечеру четвертого дня, уже на севере Карелии, где-то в районе Кеми, остановилась «наша» машина — ребята из Москвы ехали в путешествие по Мурманской области и мы на несколько дней присоединились к ним. Их тоже было двое, жили они в том же районе Москвы, где и Леха.
Остаток вечера и почти всю ночь мы, теперь уже четвером, ехали в поисках красивого места на берегу Белого моря, к которому есть подъезд для машины. Надо сказать что мест таких весьма много, но вокруг было темно и конкретных съездов с трассы не было видно и карта была не подробной и навигатора не было, так что мы проехали всю северную Карелию, доехали до Кандалакши и повернули направо, поехали по уже южному берегу Мурманской области. Наскоком проехали поселок Умба и затормозили уже где-то в районе поморских деревень Кузрека и Оленица.
Здесь, на Терском берегу, мы провели некоторое время, один или два дня.
Далее путь наш пролегал по Лапландии и окрестностям Мончегорска.
А вскоре мы доехали и до Мурманска
Мурманск это самый крупный город за полярным кругом во всем мире, незамерзающий порт, город-герой, столица региона с богатейшими разведанными и уже добываемыми полезными ископаемыми. В Мурманске находится самый северный в мире океанариум и ходит самый северный в мире троллейбус! Мы походили по улицам и поехали смотреть огромную статую памятника Защитникам советского заполярья, который есть визитная карточка города. Памятник был и впрямь огромен, и, думаю, не напрасно. В годы войны немцы так и не смогли добраться до Мурманска, т.е. на этом северном участке фронта враг почти не продвинулся вглубь Советского Союза, в отличие от всех остальных участков фронта, особенно на юге страны. Поэтому немцы сбросили на Мурманск рекордное количество авиабомб, больше было сброшено лишь на Сталинград. В этом году Мурманску исполняется 99 лет!
Далее оказалось, что ребята, вписавшие нас в тачку, хотят поехать на Рыбачий полуостров, посетить самую северную точку европейской материковой России, это была шикарная весть, радость наша была велика, ведь без них мы вряд ли поехали бы дальше Мурманска, а тут выпал такой редкий шанс посетить столь удаленные и труднодоступные места.
Дорога на Норвегию
Вот с этими ребятами мы путешествовали по северу
На тот момент весь Рыбачий полуостров находился в погранзоне, позже ее упразднили и туда все чаще стали ездить автомобильные энтузиасты, сейчас вроде как погранзону вновь повсеместно расширяют, такова политика нынешнего политика. У поворота на реке Титовка нас остановили пограничники, проверили документы, узнали что мы едем на Рыбачий и пропустили дальше. А на следующий день, уже на самом полуострове за нами на УАЗе ездили другие пограничники и пытались выудить у наших водителей денег за проезд по погранзоне. Такой вот каламбур. Денег они не получили, но сказали нам покинуть эту территорию сейчас. А пока что мы ехали сквозь каменную тундру в тумане. Вокруг были потрясающие пейзажи, мы видели их не полностью ибо туман был густой и моросил дождь. Погода так и не распогодилась за все время что мы были на Рыбачьем, но надо сказать что туманы там частое явление.
Мы проезжали какие-то заброшенные бараки, покинутые военные части с колючей проволокой, атмосфера была почти дикой, на грани с сюрреализмом. На севере заброшенка выглядит особо депрессивно.
Наконец мы выехали на северный берег Баренцева моря, было холодно и просторно и все было серое и море слегка волновалось вроде бы. Я помочил ручки в прибрежной волне и забрался обратно в машину. В машине все четвером мы подремали несколько часов и двинулись обрано, на Мурманск. Уже после встречи с погранцами, которые хотели штрафа, мы наткнулись на военные ученья — по морю шли военные корабли, по земле ехали бронетранспортеры и УРАЛы. Солдаты объяснили нам, что проезда не будет, пока ученья не закончатся и мы запалили костер и дальше сидели общались с этими солдатами.
Между материком и Рыбачьим находится полуостров Средний
/если кому-то кажется знакомой фраза «полуостров Рыбачий» — вбейте в гугле — прощайте скалистые горы/
Пока ученья закончились, пока еще ехали обратно, наступила ночь и мы заночевали на берегу красивой речки, где-то между Норвегией и Мурманском.
С утра доехали до города и распрощались с ребятами, наш путь теперь был обратный — на Москву. Оказавшись на выезде из Колы, мы решили разделиться, во имя увеличения скорости движения и встретиться где-то дальше по дороге.
Встретились мы на следующий день, у Кандалакши, долго стояли на трассе. Решили ехать на электричках и пошли на вокзал в Кандалакшу.
Далее путь наш на собаках был таков: Кандалакша-Лоухи-Кемь.
В Кеми мы пошли обратно на трассу, доехали до Медвежьегорска, оттуда вновь на собаках — через Петрозаводск-Подпорожье-Лодейное Поле — на Питер.
Вид с трассы около Медвежьегорска
Где-то между Питером и Москвой
И из Питера: СПб-Малая Вишера-Окуловка-Бологое-Тверь-Москва. Мы дома!
5 комментариев
В правдоподобности звуков никто не сомневается, но вот скорее всего это обычные тектонические звуки.