"Глаз бога" или хорошего объектива должно быть много! Обзор Sigma 105mm f/1.4 DG HSM

На этапе покупки и после у меня сложилось такое впечатление, что купленный мною объектив вполне можно отнести и к съёмочному реквизиту, потому что во время тестирования его работоспособности в магазине, ко мне подходили люди, спрашивали разрешение сфотографировать меня с этим объективом или сфотографироваться вместе с ним, нацепленным на фотоаппарат.

«Глаз бога», «Циклоп», «Колодец» — как только его не называли. Последнее название исходит из того, что при заглядывании внутрь объектива через огромную переднюю линзу, складывается впечатление, что смотришь в какую-то бездонную яму, наполненную прозрачной водой, и где-то там у его основания видны лепестки диафрагмы.

Зрелище, ласкающее взгляд, на самом деле, особенно для фотографа. Необычным ещё является то, что несмотря на свою малую длину в 12 см, диаметр резьбы под фотофильтр составляет 105 мм.

Изначально о покупке данного объектива я даже и не задумывался. Пределом моей мечты был Sigma 35/1.2, который перекрывал все мои требования, включая возможность портретной съёмки за счёт огромной светосилы и связанного с ней красивого художественного боке.

Но, год назад М Видео устроил тотальную распродажу в связи с закрытием фото отдела как такового вообще, и на некоторые объективы сделали какие-то невероятные скидки. На витрине за 70 тысяч оказались Panasonic S Pro 50/1.4 и эта Сигма. Ввиду того, что Панасоник за 2000$ для себя считал не то, чтобы недоступным, а скорее излишеством, чем каким-то необходимым инструментом, и изначально его не рассматривал в свою коллекцию парка оптики. Но, когда его выставили за 70 тысяч, приоритеты несколько изменились, и захотелось собственноручно устроить тест драйв. Изначальная цена Sigma 105/1.4 была и тогда, и даже сейчас намного ниже Panasonic S Pro 50/1.4, поэтому решил для начала обзавестись Панасоником, а потом рассмотреть Сигму.

Надо сказать, что тогда у меня буквально из под носа забрали трансфокаторный объектив 24-70/2.8 тоже Pro, с изначальной ценой как и полтинник. Панасониковский полтинник на меня произвёл приятные впечатления, и я им не мало поснимал этим летом, предполагая, что у зум-объектива будет такая же красивая картинка, нацелился купить его. Но, в настоящее время его цена колеблется в районе 200 тысяч и более. Раскинув мозгами, что мне по сути и не нужен-то зум как таковой. На 50мм его будет превосходить имеющийся у меня полтинник, на 35 мм у меня есть великолепный объектив Sigma 35/1.2, только на 70 мм на зуме картинка становится идентичной полтиннику (ГРИП 70 мм 2.8 приблизительно эквивалентна 50 мм 1.4, картинка похожа), только кропнутый полтинник, с меньшим углом обзора. Действительно ли он мне нужен?

На самом деле 105-ку я тоже не сразу кинулся покупать. Много пересмотрел обзоров, тестов, сам взял на прокат некоторые объективы. Первое, что меня отпугивало, так это вес в 1,8 кг, потому что от имеющихся у меня килограммовых объективов и так рука уставала прилично, а тут ещё плюсом 800 грамм.

На байонет L-mount есть ещё три объектива 85 мм. Родной бюджетный Панасониковский 1.8, бюджетная новая Сигма 1.4, и старая монолитная сигма, тоже в один килограмм весом. Но все три меня не впечатлили. Панасониковский портретник не располагает достаточной детализацией, у новой сигмы не особо интересная картинка. На старой, несмотря на красивую картинку, боке, на реалистичную передачу объёма пространства, какие-то невероятные хроматические аберрации.

Погуглив схемы — сразу нашёл ответ: в 105-ку установили стёкла FLD — стекла со сверхнизкой дисперсией, которые обладают высокой прозрачностью в сравнении с обычными стёклами. Их характеристики очень похожи на характеристики флюорита, который ценится за аномальную дисперсию. Эти характеристики минимизируют остаточную хроматическую аберрацию (вторичный спектр), которую невозможно исправить с помощью обычного оптического стекла, и при этом помогают создавать резкие и высококонтрастные изображения.

Да, я знаю, что хроматические аберрации правятся в редакторах, но вместо них остаётся завуалированный контур объекта, лишающий картинку, наполненную мелкими деталями контраста. Это не есть хорошо, когда стремишься к какому-то идеалу.

Поэтому решил всё же рассмотреть эту почти двухкилограммовую бандуру. Что-то из разряда «Панасоник продавал свои объективы по цене 200 тысяч за килограмм, а Сигма по цене 120 тысяч за два, я выбрал Сигму», «Хорошего объектива много не бывает».

На вскидку, я даже не помню, выпускал ли ещё кто такие объективы, с таким фокусным на такую светосилу. Был у Никона один древний, но там резьба под фильтр была, на сколько я помню 82 мм, а тут целых 105 мм!!! Да, мать вашу, вот такой не особо большой объективчик, длиной в 12 см имеет диаметр передней линзы 105 мм. Это чем-то отчасти напоминает какую-то небольшую суповую тарелку и смотрится несколько эпатажно, немудрено, что все хотели с ним сфотографироваться.

Что по объективу? Объектив выглядит словно изобретение середины прошлого века. Он такой добротный, сбитый, крепкий, из металла и стекла, с точёным пристыковочным анодированным фланцем.

Особенно навевает ностальгические мысли окошко с расстоянием до объекта.

Фокусировочное кольцо огромное, остаётся доступным даже с надетой наизнанку блендой. Кольца диафрагмы нет, настройка производится из тушки. Есть ещё кнопка переключения режима фокусировки (ручная или авто).


Бленда здесь пластиковая. Но тоже массивная, помимо байонетного крепления фиксируется винтом с барашком.
Так же на объектив по умолчанию надета хомутная дюралевая подпорка, для установки объектива на штатив, в целях перераспределения массы с байонета фотоаппарата на объектив. Подпорку можно снять, а на крепёжный диаметр на объективе надеть защитное резиновое кольцо, так же идущее в комплекте.

Надо сказать, что Сигма не скупится на комплектацию. В транспортировочной коробке лежит кофр для хранения и переноски объектива, и два ремня. Один для кофра, а другой прям для объектива, чтобы можно было крепить нашейный ремень не к фотоаппарату, а к объективу.

Касательно вопроса, может ли вырвать байонет эти объективом? Мне кажется это что-то на грани пограничного веса. Современные корпуса камер, особенно такие как Panasonic делают с достаточным запасом, да и объектив в меру короткий (не как телевик), поэтому консоль не такая большая, но разбалтывание самого байонета со временем, увеличение зазоров, если размахивать объективом, держа за фотоаппарат, не придерживая за объектив имеют место быть в любом случае. Ушки крепления ремня тоже вряд ли вырвет, если там резьба м4 или м5, то 2-3 килограмма для такого крепления вес незначительный. Но в новой камере Panasonic петли крепления ремня сделать частью корпуса, несъёмными.

В любом случае, оперировать фотоаппаратом, не придерживая объектив не выйдет физически, он так и будет норовить клюнуть вперёд, или будет сильная дрожь.

Что по картинке? Картинка тут идеальная по всем параметрам. Ну, я бы даже сказал, что это эталон всего. Нет очевидно видимой виньетки на открытой, нет дисторсии, нет аберраций, нет заметной комы.

Звёздное небо на полностью открытой диафрагме:

Нет ничего такого, чего бы хотелось исправить или устранить. Изображение прозрачное, чёткое, резкое уже на открытой диафрагме. Просто не к чему придраться. Многие ругают этот объектив за то, что объект на переднем плане выглядит так, словно с хромакея, задний план — обои.

 

Надо хорошо понимать, что глубина резко изображаемого пространства на 105 мм с диафрагмой 1.4 даже с 3 метров составляет 5 сантиметров, и всё что дальше в прогрессии размывается в хлам, да. Поэтому нельзя таким объективом просто взять и пойти поливать налево и направо, в надежде получить какой-то впечатляющий результат. Надо оценить захватываемый им объём пространства. Как далеко надо отходить от объекта съёмки, что расположить на переднем плане, как далеко должен располагаться задний план.

Когда приходит некое осознание всего этого, сразу начинаешь видеть разницу между данным объективом и 105-м концом трансфокаторного объектива со светосилой f4, при съёмке с которого очевидно ничего интересного уже и нет, просто плоская картинка, фиксация события.

Надо сказать, что не всегда впечатляющая картинка напрямую связана со светосилой. Она зависит от множества факторов, в том числе и от оптической схемы, но и размер линз имеет не последнее значение. Например, как я уже писал ранее, несмотря на обилие хроматических аберраций на старом объективе Sigma 85/1.4 картинка выглядит куда более естественной, реалистичной, чем на новом. Старый объектив имеет диаметр передней линзы 86 мм и вес 1,2 кг, новый объектив в 2 раза легче, с диаметром передней линзы 77 мм. Физику обмануть нельзя, к сожалению. Поэтому в погоне за эталоном, всё же стоит придерживаться условия «хорошего объектива мало не бывает», надо внимательно подходить к выбору.

Данный объектив, в этом плане, показал себя с наилучшей стороны, и с достоинством пополнил мою коллекцию.

Основные характеристики:

Версии под Байонеты: SIGMA SA, Nikon F, Canon EF, Sony E-Mount, L-Mount

Тип сенсора камеры: для полнокадровых
Фокусное расстояние: 105 мм
Стабилизация изображения: нет
Диафрагма: 1.4
Мин. диафрагма: 16
Мин. дистанция фокусировки: 1 м
Автоматическая фокусировка: есть
Режим макросъемки: есть
Число элементов/групп элементов: 17/12
Число лепестков диафрагмы: 9
Диаметр резьбы для светофильтра: 105 мм
Диаметр: 115.9 мм
Длина: 131.5 мм
Вес: 1745 г

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.