Железные дороги - призраки

Да-да, свою небольшую заметку я решил назвать имено так. Помимо станции метро «призраков» существуют так же и железные дороги.

Речь пойдёт о начатом строительстве нового радиуса железной дороги, начинающегося в Щёлково. И, ведь действительно, если посмотреть на сеть железных дорог, расходящихся от Москвы, мы видим большой массив, не охваченный радиальным направлением железной дороги. Этот массив располагается между Нижегородским и Ярославским направлениями Московской железной дороги.

Железная дорога от Мытищ до Щёлково была открыта в 1894 году.
В 1898 году Иваново-Вознесенский комитет торговли и мануфактур поддержал ходатайство владельцев Фряньковской и Вознесенской мануфактур перед Министерством путей сообщения о строительстве линии Бельково — Щёлково.

В 1899 году по инициативе комитета состоялось собрание ивановских предпринимателей по вопросу устройства железнодорожных подъездных путей к фабрикам, где было достигнуто соглашение о принятии промышленниками части расходов по строительству. В те годы на этом участке находилось множество заводов, мануфактур и фабрик, владельцам которых железная дорога была необходима.

Ситуация со строительством частных железных дорог не сильно отличалась от нашего времени. В конце XIX века государство начало выкуп железных дорог у частников. Во время выкупа первых дорог вскрылись такие подробности, как сокрытие колоссальных доходов владельцами этих дорог. Само по себе строительство дороги было выгодно, во время которого у государства из казны брались займы для развития, а в ответ предоставлялись фиктивные документы по расходам. Строительство железной дороги было престижно и выгодно для хваткого предпринимателя. Получивший возможность строить дорогу предприниматель конца XIX века обеспечивал потребности не только собственных производств по оперативному обеспечению сырьем и отправке готовой продукции, но и начинал зарабатывать на набирающих оборот перевозках.

Направление Щёлково-Фрязино-Фряново-Карабаново-Иваново-Кинешма наиболее удачный вариант радиальной линии, проходящей через множество промышленых городов напрямик. Если бы такая дорога была открыта, она была была более востребованной, нежели Ярославская.

Тем не менее, после перехода железных дорог в государственное владение, денег на строительство данного направления не оказалось, строительство было отложено на неопределённый срок.

В 1930-40х годах работы по строительству железной дороги от Карабаново до Щёлково снова были возобновлены. От  Карабаново начато строительство профиля пути, сооружены выемки, насыпи до самого Фряново, через реки Киржач и Мележа подготовлены основания под устои мостов. По неизвестной причине работы были остановлены. Следы масштабной стройки остались до сих пор.

Линия Бельково-Иваново функционирует, является однопутной, не электрифицированной дорогой, относится к числу малодеятельных. Объём грузового движения невелик, обычно составляет не более двух сборных поездов в сутки. Периодически по линии курсирует почтово-багажный поезд Москва — Владивосток, следующий через Александров — Иваново — Новки II — Котельнич.

Пассажирское движение — 2-3 поезда дальнего следования Москва — Иваново и Москва — Кинешма, один пригородный поезд по маршруту Иваново — Юрьев-Польский, один пригородный поезд Иваново — Александров.

2 комментария

avatar
я бы сказал что жд-призраки это дороги, которые были построены, а потом забросились, например — Лев Толстой — Троекурово или Мытищи — Пирогово
хотя их разобрали вроде совсем. я знаю неразобранную жд призрак на кольском полуострове
avatar
Ну, вроде как станцию метро призраком назвали недостроенную Волоколамскую, ныне открытую как «Спартак»
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.